понедельник, 21 октября 2013 г.

Так кто у нас лучшее издательство? Встреча Михаила Иванова с читателями

Меня атаковали с двух сторон. 

RSS-ридер поймал статью блога издательства МИФ, а на почту пришла рассылка от Kniga.biz.ua. В Киев приезжает Михаил Иванов - главный редактор и генеральный директор сильнейшего издательства деловой литературы на пост-советском пространстве. Встречу организовал Kniga.biz.ua в субботу, платить ничего не надо- грех было не пойти.
МИФ - мое любимое издательство, а Михаил - если верить его интервью и блогу - интересный и приятный человек.
Подумано - сделано. Я еще и жену сагитировал на это дело. 

Ожидая начала встречи, половина людей углубились в чтение. Что примечательно: читали кто с телефона, кто с планшета, кто с читалки, кто журнал просматривал - книг, нормальных, бумажных книг, не было ни у кого. Кто-то попивает кофе из термокружки, кто-то набрасывает майнд-мап, кто-то в блокноте фиксирует первые впечатления (а, это я) - видно, что аудитория специфическая.

И тут, кто бы мог подумать, встреча началась минута в минуту. К нам вышел модератор (Дмитрий Лаппо, главный идеолог Kniga.biz.ua ), рассказал о формате, и пригласил Михаила Иванова. Я хоть и видел фотографии Михаила в Интернете, но рисовал себе его не совсем таким. К нам вышел молодой, стильный парень, больше похожий на хипстера, а не СЕО сильнейшего издательства деловой литературы.

Михаил Иванов на встрече с читателями
Фотка отсюда

За два часа (я был только на половине мероприятия) Михаил рассказал и о книгах, и о деньгах, и об обучении, и о жизни в целом. 

О МИФе


Коротко о создании издательства можно почитать на их сайте (тут). Поразительно, как динамично развиваются эти парни. Входной билет в бизнес книгоиздания стоит очень дешево. За 15 тыс. долларов можно купить права,  перевести, издать тираж в 3000 экземпляров.
Примерно так и поступили в свое время Иванов, Фербер и Манн ("на карманные деньги", - говорит Михаил). И если Манна знают все, Иванов тоже публичная личность, то по поводу Фербера часто спрашивают, а живой ли это человек?


Ответ: Вполне. Это интроверт, который является совестью МИФа. Правда, сейчас он уже не акционер - продал акции внутри компании.
Вопрос: Правильно я понимаю, в настоящий момент у МИФа нет совести?


Твиттер издательства успокоил: совесть на месте. Фербер делает переводы (как заверили в Твиттере, отличные). Да, о переводах. Не в последнюю очередь именно из-за качества переводной деловой литературы и возникло издательство. 


Иванов: иногда я читал книгу на русском и не понимал о чем там написано. Во всяком случае, далеко не то, что в оригинале.
Михаил рассказал, что когда он с партнерами вышли на издательский рынок, начали решать проблемы по методу "чеши там, где чешется" (говоря языком Rework).  Хороший перевод, удобный дизайн (закладочка от МИФа - это уже легенда), красивая и правильная обложка. Первые обложки книг МИФу делали в  Студии Артемия Лебедева. Михаил вспомнил разговор с Темой, когда они обсуждали дизайн обложки одной из книг Манна. На ней был изображен Игорь собственной персоной и лестница, которая вела от его бедра к шее. Смысл визуального посыла прокомментировал Лебедев: эта книга расскажет читателям как добраться от бедра к шее Манна.


Вначале МИФ издавало по книге в месяц, обращая внимания только на деловую литературу. Рост заметен: в этом году выйдет больше 200-от книг, тематика расширилась (сейчас это еще и детские, книги о спорте, здоровье - при этом не только в бумажном формате, а и в аудио, и в цифровом). На счет последнего. Пару месяцев назад МИФ разработало приложение для iOs, с помощью которого можно прочитать бесплатно около 15% книги и купить за деньги остальную часть. Тема электронных книг очень сильно интересовала как аудиторию, так и самого Михаила. В США уже сейчас 20-40% (процент разный у каждого издательства) продаж книг приходятся на электронные. В МИФе этот показатель равняется 7% - тоже неплохо.  В будущем в издательстве хотят организовать продажу цифровых книг через свой сайт, чтобы иметь информацию о клиентах (приложение для iPhone, понятное дело, не дает нужного фидбека).

Рост компании осуществлялся как за счет внутренних резервов, так и за счет поглощения других издательств. За время существования МИФ купило Стокгольмскую школу экономики, Альпину бизнес бук (есть еще Альпина Паблишер - главный конкурент), и часть Эксмо. Задавали вопрос о покупках, и Михаил подробно рассказывал, как проходит этот процесс. Но в этом рассказе было очень много бухгалтерских терминов - я его не запомнил. Вот что я не забыл, так это то, что при покупке активов очень маленький процент людей переходят из старой компании в новую. Наверное, это связанно с боязнью людей к переменам. Разная корпоративная культура, разные подходы к работе. Из 25-ти человек одной из купленных компаний только одна сотрудница перешла работать в новую команду.


У МИФа интересный подход к организации рабочего процесса. Большинство сотрудников работает удаленно (от Тенерифе до Челябинска, - заявляют в издательстве), есть небольшой офис в Москве, где постоянно присутствует бухгалтерия, есть две комнаты для переговоров, два оупен-спейса, где любой сотрудник может зайти поработать: садись, где душе угодно.


Необычна у издательства и модель дистрибуции книг. МИФ считает себя владельцем аудитории, для них иметь качественную платформу не менее важно, чем продукт. Основная задача, кроме как выпустить книгу - сообщить аудитории о том, что эта книга вышла, можете покупать. Магазины же, это просто пункт обмена книг на деньги. В свое время в издательстве посчитали, что иметь свою систему дистрибуции не выгодно, поэтому пошли путем создания партнерских программ. 

 
Вообще стоит сказать, что МИФ правильно работает с клиентами. Около 30-40 книг издано по рекомендациям читателей (это взаимовыгодный процесс, читатели получают книги, издательство - идею), проводятся регулярные встречи с читателями, авторами, товароведами с книжных магазинов.


О жизни


Вопрос: откуда больше счастья приходит?
Ответ: Лукавый вопрос (парирование из зала: тут только такие и будут). Счастье приходит отовсюду: обучение сына, хорошо изданная книга, марафон, который пробежал.


Понравилась история с переездом. Когда Михаил с женой и детьми переехал из центра Москвы в более зеленое место, там не было детского сада, да и школы не было. Увидел проблему - сделай проект! Иванов с женой организовали детский клуб и школу. Сейчас это прибыльный бизнес. Прибыли скромные, но инвестиции окупились, капают какие-то денежки, а детям есть где учиться.

 
Михаил рассказывал, как он учился на МВА в Испании. За два года учебы потратил около 100 тысяч долларов. Говорит, что получил огромное удовольствие от обучения. Я думаю: Барселона, умные люди вокруг, утоленная ностальгия за славными университетскими временами.


О карме


Был очень смешной вопрос из зала о издании одной из ста тысяч книг Парабеллума. Парабеллум - это аналог Дарьи Донцовой в мире деловой литературы, который штампует книги в невероятных количествах. Это, конечно же, вызывает справедливые вопросы о их качестве, глубине переживаний автора при написании, да и о самом авторстве тоже. Но, тем не мене, МИФ одну такую книгу издал. По этому поводу Иванов пошутил, что сейчас они издают много книг, коммерческий успех которых очень сомнительный, но ценность для общества большая, чтобы вернуть позитива в карму, нарушенную изданием Парабеллума.


О спорте


В Киев Михаил приехал, чтобы пробежать полу марафон. Рассказывал, что спорт для него - идеальный переключатель. Когда бежишь, плывешь или едешь на велосипеде, не думаешь о проектах или клиентах - просто отдыхаешь. По-своему, конечно, но отдыхаешь.


Если не ошибаюсь, то на тренировки Михаил тратит около 14 часов в неделю. Занимается с иностранным тренером. Сначала это был коуч из США, сейчас из Голландии. Забавно, но именно спорт Иванов планирует в первую очередь (как точно прогнозируемое занятия), а затем деловую жизнь. 


О деньгах


На сладкое некоторые цифры из интервью Иванова. "Наша выручка в 2012 году составила чуть меньше 250 миллионов рублей без НДС. В 2013-м мы планируем 24-процентный рост до 307 миллионов. При этом мы одно из самых эффективных издательств с точки зрения показателя Profit Margin, который мы не раскрываем. Мы сохраняем эффективность при росте объема продаж".

На этой позитивной ноте и закончим:)

А, нет, не закончим. Я хотел задать несколько вопросов, но не успел. Если кто вдруг из издательства или читателей знает, не стесняйтесь отвечать:


1. Как у МИФа обстоят дела с позицией книжного скаута после ухода Сергея Короля?


2. Во время встречи обсуждали успех книги Дмитрия Чернышева "Как люди думают". Вопрос: как повлияло на продажи то, что Дмитрий на какое-то время выложил электронный вариант книги в свободный доступ?


3. Не очень скромный вопрос. Насколько я понимаю, книга Глеба Архангельского "Тайм-драйв" - одна из самых продаваемых. Почему сейчас Глеб издается в "Альпине"?

пятница, 18 октября 2013 г.

Прочитал - и не забыл. Выпуск №1

Если вы помните, летом я попросил совета о том, как с пользой провести время в трамвае (тут). Самым приемлемым оказался вариант с чтением.
Сейчас я вожу с собой три вида чтива: журнал Футбол (распечатываю выбранные статьи из pdf-номеров, подписку на которые купил), бумажная книга и электронная читалка. Периодически читаю распечатки с информацией, касающейся работы.
Сначала в ход идет журнал, который я могу читать в любом положении и в самой жестокой давке. Дальше распределение простое: если стою - использую читалку, если удается присесть - бумажную книгу.

Также я стараюсь чередовать виды книг. Мой идеальный набор следующий: художественная книга, полезная книга (она может быть о чем угодно - от планирования времени до управления организацией) и книга о том, как писать книги.

Не буду скромничать: за эти пару месяцев я прочитал немало, уж точно больше, чем рассчитывал. Так что рубрика "Прочитал - и не забыл" станет более-менее регулярной. На некоторые книги, понятное дело, позже будут развернутые рецензии.

1. Мартин Иден (Джек Лондон). Отличный роман, читать стоит обязательно.

2. Как написать гениальный роман-2 (Джеймс Н. Фрэй). Это продолжение книги, на которую есть более, чем подробная рецензия в блоге (отсюда можно начать). Вторая часть тоже вышла полезной, пригодится авторам, которые хотят писать, но не знают как это сделать, или сомневаются в своих силах. Несомненно, будет отдельная рецензия.

3. Семь навыков высокоэффективных людей (Стивен Кови). Книга не из новых, некоторые вещи, написанные в ней, морально устарели. Будет полезно почитать главу об управлении временем и об эмпатическом общении - последнего явно не хватает и в наше время. А, еще стоит прочитать притчу о гусыне, что несла золотые яйца, и толкование этой притчи от Кови.

4. Как люди думают (Дмитрий Черишев). Черишев - известный ЖЖ-блогер (почитать). В книге он пытается препарировать процесс мышления и вывести законы, по которым люди думают. Книга больше похожа на огромный пост в блоге, ей немного не хватает организованности и целостности, но, в любом случае, прочитать рекомендую. Глава о ложке - прекрасна.

5. Дочь времени (Джозефина Тей). Даже не знаю, зачем я читал этот исторический роман. Кто-то посоветовал (подозреваю, что главный редактор Футбола Артем Франков). Любителям не совсем традиционной истории, наверное, не помешает, но простым смертным книга покажется скучной и мало похожей на роман в его классическом представлении.
Полезная вещь, взятая из "Дочери" - это определение "тоунипади". Это история, значение которой искусственно раздули до неимоверных масштабов, изменив факты. Например:

"Я еще учился в колледже, когда узнал, что Бостонская резня — это кучка людей, бросавшая камни в часовых, и четыре жертвы. А ведь я был воспитан на Бостонской резне, мистер Грант. У меня кровь закипала при одном упоминании о ней. При одной мысли о бедных горожанах, истерзанных огнем британских войск. Вы не представляете, какой это был для меня шок. Бостонская резня — всего лишь уличная драка, которая взволновала бы сегодняшних американцев не больше, чем репортаж об очередной стычке полиции с забастовщиками".

6-7. Жесткий Менеджмент и Жесткий тайм-менеджмент (Дэн Кеннеди). Дэн Кеннеди из тех парней, которые не стесняются в выражениях. Он говорит прямо, белое обзывая белым, а черное - черным (редкость в наши дни). Возможно, иногда Дэн перегибает палку: он излишне категоричен в отстаивании своей точки зрения, редко терпит компромиссы и чрезмерно увлечен работой. Но почитать его книги, пропитанные иронией, будет полезно. Даже в плане посмотреть на пример того, как надо писать (Кеннеди - отличный и заоблачно дорогой копирайтер).

8. Как писать хорошо (Уильям Зинсер). Книга просто супер! Обязательно прочтите. Вне всяких сомнений будет рецензия. А то и пару, так как я, читая, подчеркивал едва ли не каждую строку. В этом бестселлере Зинсер сначала делиться общими приемами о правильном написании и редактировании текстов. Потом от общего переходит к частному, обращая внимания на спортивную тематику, деловое письмо (всякие служебки и отчеты), рассказы о посещенных местах и многое другое.

9. Тайная История (Донна Тарт). Классный роман. Интересный, хорошо написанный и современный. Любителям художественной литературы рекомендую. Особенно тем, кто ностальгирует о 
славных студенческих временах.

10. Метод тыквы (Майк Микаловиц). Отличная книга о том, как правильно организовать дела в бизнесе (тавтологичненько получилось, простите). Если вы задумались при чем тут тыква, я расскажу. Майк использует тыкву, как сравнение. Когда-то он увидел огромную тыкву на выставке, тыкву-рекордсмена, тыкву, больше напоминающую слона, а не овощ. После этого Микаловиц (кстати, автор бестселлера "Стартап без бюджета") использует тыкву, как метафору. Типа, чтобы вырастить такой уникально огромный бизнес, вам нужно сосредоточиться на лучшем, убрать все мелкие и не перспективные ветки, активно поливать и далее в таком духе. Подробнее напишу в отдельной рецензии.

11. Госпожа Бовари (Гюстав Флобер). Очень интересный роман. Написан давно, но, складывается впечатления, у автора был магический кристалл, показывающий будущее. Рекомендую. Классика, как ни крути.

12. История на миллион долларов (Роберт Макки). Большой бумажный кирпич, больше похожий на учебник. Но если бы у нас были такие учебники...

Книга дает советы по написанию сценария к фильму, но ее полезно почитать не только создателям, но и зрителям. После этого лучше понимаешь, как устроен фильм, почему снят тот или иной эпизод, легче отделяешь искусство от подделок. Рецензия будет.

В продолжение темы предыдущего поста (тыц). Кто бы мог подумать, что читая в трамвае (ну, и в обед) в будние дни, можно осиливать 3-4 книги в месяц? А вот оно как! Еще одно доказательство того, что маленькие, но постоянные изменения уверенно делают дело. Приятно осознавать.

Сейчас я хочу немного изменить подход. Из этих 12-ти книг на 5 я планирую написать рецензии. Кроме этих пяти есть еще столько же других, ожидающих своей очереди. Неплохо было бы использовать время в дороге не только на чтение, но и работы, связанные с рецензиями. Пусть я буду читать меньше, но зато качественнее запоминать информацию, и у меня всегда будет электронная шпаргалка с самым важным. Другое дело: каким образом это организовать в трамвае? Если есть идеи - даже самые безумные - велкам в комментарии.

вторник, 15 октября 2013 г.

Зачем нужна дисциплина?

График моих выступлений в блоге Пересмешник похож на силуэт горы.

Сначала 6 постов в мае (кураж первых дней после создания блога+отпуск), потом жалкие показатели в пост-два в месяц до конца года (плато). Новый год Пересмешник встретил на подъеме: 5 постов в январе, 4 в феврале и целых 9 в марте (вершина). Потом снова затишье до чудовищного показателя в 0 (ноль) постов в сентябре. Чем вызвана такая нестабильность?

Я не раз рассказывал о своих любимых англоязычных блогах: Джеффа Гоинса и Майкла Хайятта. Ребята не жалеют советов, многие из которых я начал применять вначале этого года.


Основной - находи время на то, что для тебя важно, каждый день. Понемногу, но каждый день. Все началось с того, что я узнал секрет Джеффа: до того как стать писателем и блогером на полную ставку, он вставал раньше солнца и писал. Просто писал. Загружал текстовый редактор, секунду смотрел на монитор, и начинал печатать.

Фишка в том, что даже маленькие, но постоянные изменения, в конце концов, приведут к большим победам. Да-да, вода камень точит, а самый долгий путь начинается с первого шага. В таком духе.

Я решил скопировать Джеффа и начал вставать в 5.30. Таким образом, у меня появилось около полутора часа в день на написание постов. Я немного изменил подход в плане "каждого дня", потому что не хотел считать себя фанатиком. Ритуал применялся только для будней - выходные остались выходными. К своему удивлению, обнаружил, что просыпаться в 5.30 значительно (правдорубы могут зачеркнуть слово "значительно") легче, нежели в 7.00. То ли циклы сна так совпали, то ли еще что - не знаю, но мне, человеку, ненавидящему утро, такой сюрприз понравился. Понятное дело, это не было просто, каждое утро приходится бороться с желанием "вздремнуть еще часок, немного поваляться, перевести будильник, ..." Но чисто физиологически никаких проблем не возникло. Для того, чтобы чувствовать себя полным сил на протяжении всего дня, пришлось раньше ложиться - но это понятно, закон сохранения энергии, как оказалось, работает.

Этот подход дал результат, я начал с завидной периодичностью публиковать статьи, идеи для новых не покидали ни на секунду, количество просмотров возросло, появились новые подписчики, новые комментаторы, вода начала подтачивать камень. 

А потом все как-то прекратилось. Утро, работа, спортзал, подготовка к свадьбе, свадьба, подготовка к отпуску, времени нет. Ну, вы поняли. Бла-бла-бла, бла-бла-бла-бла.

Бла.

Дал слабину. А в таких делах нужно немного, раз - и ты уже и не выставляешь будильник на 5.30. Два - и в апреле уже только два поста. Все просто. Камень лежит целехонький, почти герметичный, а от воды и след простыл. И что интересно, вскоре я перестал регулярно посещать спортзал, а спустя еще немного времени вообще завязал. Слабина, которую я дал, начала разрастаться, убивая дисциплину.

Вот такая грустная история. Хотя, почему грустная? Я разве не говорил? Этот пост я написал в то время, когда даже солнце дрыхло. Когда за окном была кромешная тьма. Я снова пустил воду - берегись, камень!

Однажды я зашел на свой блог, посмотрел грустную статистику обновлений, почитал комментарии о том, что люди не против читать мои посты почаще, и решил взять себя в руки. А потом еще послушал подкаст Майкла Хайятта, тема которого забавным образом совпала с моими тяжкими думами.

Майкл говорил о том, как решать серьезные задачи. Как съесть слона. Целого, огромного слона.

Главное, не надо бояться и думать о том, какой большой этот слон. Если вы разрежете его на тысячу кусков, не будет проблемой съесть каждый. Эта тактика может применяться ко многим проблемам. Например (своими словами с подкаста Майкла):

1. Люди, которые хотят похудеть. По чуть-чуть. Скачайте приложение для телефона, которое будет управлять вашей диетой, считать каллории и т.д. Делайте что-то (упражнение, питание, правильное поведение) и понемножку вы начнете сбрасывать вес. Важно понимать, что вы не станете стройным спустя неделю, но через год - вполне реально.

2. Кто-то хочет написать книгу? Можно писать по посту в день, по посту в неделю - если вы хотите написать книгу на основании блог постов (сейчас популярен такой подход). Если нет - можно писать по параграфу/графе/странице и через определенный период у вас будет написана книга. 

3. Бег. Вы хотите пробежать марафон, но пока не можете одолеть и стометровку? В первый день пробежите минуту, потом пройдите минуту, потом еще минута бега, а потом снова ходьба. Наращивайте темп и спустя немного времени будете обгонять собак.

4. Библия (или другая огромная книга, за которую страшно браться). Кажется, что прочитать Библию - невозможно. Но не обязательно читать ее запоем. Читайте по 15 минут в день, и спустя год книга будет прочитана, а у вас будет много полезных наблюдений, цитат, пословиц.

5. Деньги. Хотите не быть на мели за неделю до зарплаты? Начните откладывать. Не надо крупных сумм, начните с малого. Главное - часто.

Каждый конкретный случай решения больших проблем - индивидуальный, но можно описать приблизительный алгоритм.

1. Поставьте цель, она должна быть SMART (вы поняли: точной, измеримой, достижимой, реалистичной и ограниченной временными рамками).
2. Запишите причины, по которым вам следуют это сделать.
3. Определите возможные препятствия.
4. Действуйте.
5. Отслеживайте прогресс и оставайтесь сфокусированным.

Если вы поставили цель, которая нравиться вам, понравиться и процесс. Представьте, что будет, если вы не сделаете то, что запланировали, какой ужасной останется жизнь. А потом подумайте над тем, какие прекрасные изменения произойдут, когда вы сделаете все, что хотели.

И тогда просыпаться в 5.30 покажется сущим пустяком.

P.S. Если кто не читал основной текст: ждите обновлений в блоге.

суббота, 31 августа 2013 г.

Как создать популярный блог. Рецензия на книгу "Платформа"

Это книга для ленивых.
План по созданию популярной платформы. Подробный, содержательный, наглядный, последовательный, развернутый, логичный, полезный, дотошный, прикладной, масштабируемый, клевый, исчерпывающий.
И еще полезный. В общем, это хорошее руководство. Методичка, как говорят в университетах.

Следуя советам, изложенным в этой книге и обладая несколькими дополнительными качествами (дисциплинированностью, каким-никаким умом, чувством юмора), действительно можно раскрутить платформу до невиданных высот. Плохо только одно: есть риск стать вторым Майклом Хайяттом. Если вы хотите стать кем-то первым, то советы нужно использовать аккуратно.

Немного об авторе

Майкл работает блогером (крайне советую зайти на его блог, начать знакомство можно с подкастов), имеет больше 300-от тысяч подписчиков (это только по e-mail), и именно вокруг блога вращается его жизнь.

Он становится автором бестселлеров не только благодаря качеству книг, но и благодаря тому, что у него есть племя последователей. «Платформа» - книга о том, как созвать такое племя, и как научиться им управлять.

Почти вся жизнь Хайятта связана с книгами. Перед тем, как уйти на полную ставку в мир блогов, он был CEO в книжном издательстве, и с удовольствием делиться секретами книжного ремесла. Не так давно Майкл с командой сделали специальный сервис для раскрутки сайтов, который называется Платформа (согласен, неожиданно).

Немного о платформе

Зачем вообще платформа?
Сейчас сцена есть – или может быть – у каждого. Просто стоять здесь – ничего не значит, если софиты светят не на вас, а зале нет ни единого зрителя, пришедшего посмотреть именно на вашу игру.Современная платформа состоит из людей. Из контактов. Взаимосвязей. Последователей и единомышленников.
Платформа – это ваша сцена, с которой можно общаться, кричать, торговать, зазывать, творить.
Платформа, по мнению Майкла, состоит из нескольких элементов. Центральный – это блог. Кроме блога есть сателлиты, с помощью которых блог можно продвигать, дополнять, анализировать. Сателлитами, в основном, выступают социальные сети (Twitter в их числе).

Немного о том, зачем читать книгу

При желании, может служить планом для продвижения своей платформы. Такой себе путеводной звездой (кажется, я уже говорил об этом).
Я после прочтения решил сделать именно так: выделить главные пункты и воплотить их в жизнь своего блога. Что-то все не соберусь.

В книге полно рекомендаций касательно использования конкретных приложений (какой почтовый клиент использовать, какой офф-лайн блог-редактор, какой органайзер для работы с социальными сетями и т.д.).

Книга написана просто и понятно, ее невероятно легко читать, и при этом – она почти полностью состоит из практических советов. Например, таких:

ТОП-5 советов от Майкла:

Первый. Создайте хорошую страницу о себе.
  1. Пишите от первого лица. 
  2. Пишите разговорным языком. 
  3. Начните с приоритетов читателей. Сначала то, что может быть интересно читателям на блоге, потом – остальное. 
  4. Расскажите людям о себе. Это первое, что я хочу знать о блогере, как читатель. Парочки предложений будет достаточно.
  5. Расскажите о своем блоге. О чем блог? Сформулируйте тему. Объясните, о чем конкретно вы пишете
  6. Расскажите людям, чего им стоит ожидать. Как часто будут публиковаться ваши посты?
  7. Пригласите людей оформить подписку. 
  8. Расскажите о своих лучших предыдущих публикациях. Здесь можно показать самые лучшие, самые читаемые, самые резонансные, а дополнительно – дать ссылку на архив.
  9. Контактная информация.
  10. Фото, видео.
  11. Обновляйте свою страницу о себе.

Второй. Пишите посты быстрее.
Несколько простых практик помогут этого добиться.

  1. Сформулируйте тему и основные тезисы будущего текста перед сном, используйте свободное время (зарядка, дорога, бег).
  2. Пишите в режиме офф-лайн (как минимум, выключите социальные сети).
  3. Установите таймер – он поможет сосредоточиться и будет вас подгонять.
  4. Используйте якорь: это может быть определенная – или любая – музыка, кофе, кусок шоколадки.
  5. Используйте шаблон, который будет скелетом практически любого вашего поста (хороший пример использования шаблона).
  6. Составьте план для поста.
  7. Пишите не редактируя (письменное изложение мыслей является преимущественно функцией правого полушария головного мозга, а за редактирование отвечает левое, постоянное переключение туда-обратно серьезно замедляет процесс).

Третий. Используйте генератор идей, чтобы вам было о чем написать:

  1. Расскажите историю из жизни (хорошо, если она закончиться извлеченным жизненным опытом).
  2. Опишите историческое событие (это может быть не только битва при Ватерло, но и премьера какого-то сериала).
  3. Рецензия на книгу, фильм, сериал.
  4. Комментарий к впечатлившей цитате.
  5. Прокомментируйте какую-нибудь новость.
  6. Перескажите интересный разговор.
  7. Предложите поэтапное описание той или иной задачи.
  8. Предложите список ресурсов.
  9. Ответьте на вопросы читателей.
  10. Представьте сложную на первый взгляд задачу простым способом.
  11. Составьте инструкцию к какому-нибудь популярному продукту.
Четвертый. Пишите правильные посты:

  1. Посты должны быть короткими. Ограничивайте 500 словами.
  2. Используйте короткие абзацы. Три-четыре предложения. Если их больше, текст кажется слишком плотным. Люди не любят читать такой текст и переключаются на что-нибудь другое.
  3. Используйте короткие предложения. Точка сама по себе заставляет читателя сделать паузу, и смысл поступает в разум партиями, одна, так сказать, за другой.
  4. Используйте простые слова. Я обожаю язык и раньше не мог побороть искушения использовать красивые длинные слова. Но со временем научился избегать их. Ваша цель – донести какую-то мысль и пообщаться с людьми, а не потрясти из своими словарным запасом.
  5. Внутренние ссылки. Вы не можете сказать всего, что хотите, в одном посте, поэтому включите в него ссылки на другие публикации, в которых та или иная мысль освещается более подробно.

Пятый. Приведены идеи постов для авторов художественных книг (посмотрите в книге).


В заключение

Это одна из моих любимых книг (сейчас мы не обсуждаем художественные), а Майкл – один из любимых блогеров. Если говорить об англоязычных, то любимый. Я жду обновлений в его блоге, с огромным удовольствием слушаю подкасты, роюсь в архиве.
Сейчас Майкл в творческом отпуске (уже вышел), где пишет новую книгу. О чем она? Скоро узнаем.

среда, 3 июля 2013 г.

Временная среда: как сделать чтение эффективным?

Не так давно мы попытались найти время на чтение (тыц). Тема сегодняшнего поста: как читать эффективнее, как получать наибольшую пользу от чтения?
Чтобы вы не представляли меня бездушным роботом, который воспринимает книгу только в виде килобайтов информации, скажу, что мне нравиться не только результат, а и сам процесс. Вы будете смеяться, но когда шутники из Google «внедрили» приложение «Нос» 1-го апреля, первым делом я ввел в поисковик словосочетания «бумажные страницы», мечтая почуять их запах. Я люблю этот запах. Я люблю переворачивать страницу за страницей, чувствовать текст кончиками пальцев, водить по строчкам глазами, перечитывать трогательные моменты, вживаться в мир книги. Но, с другой стороны, я люблю получать результат от чтения. Я получаю особое удовольствие, когда полученная информация помогает оптимизировать какай-то процесс, решить проблему или избавиться от плохой привычки. Поэтому я ценю не только процесс чтения, но и его результат.

Как же увеличить свой КПД?


Разработайте ритуал. Перед тем, как начать читать, я просматриваю книгу. Зацениваю аннотацию, просматриваю содержание, бегло пролистываю ее от начала и до конца, иногда даже прочитывая особо заинтересовавшую главу, просматриваю биографию автора, если она есть. Это делается по двум причинам. Во-первых, при таком просмотре вы читаете «кончиками пальцев» (определение Умберто Эко), что позволяет быстрее и качественнее воспринимать информацию. Во-вторых, такой ритуал – сродни просмотру карты города, перед тем, как начать прогулку. Вы знаете, где вы находитесь, куда хотите пройти, и что увидите.

Используйте карандаш. Раньше считалось кощунством и вандализмом писать что-то в книге, делать заметки и, особенно, загибать страницы. Времена меняются, и сейчас я не сажусь за чтение без карандаша (если это моя книга; если чужая, под рукой блокнот, куда я записываю номера полезных страниц и абзацов). Я выделяю понравившиеся куски, пишу свои замечания или идеи, спорю с автором. Это очень полезная привычка. Записывая что-то (или даже подчеркивая), вы лучше его запоминаете, потому что в этот момент включается не только зрительная память, но и тактильная. Кроме того, визуальное выделение поможет найти самые главные места при повторном просмотре книги. Некоторые разрабатывают для себя целую систему «карандашинга», используя для разных целей фломастеры, карандаши, ручки, обозначая отдельные куски текста специальными символами (например, вот этот – очень важный, вот этот – нужен для дальнейшего исследования, а вот этот кусок достойный цитирования). Система может быть у каждого своя, и каких-то законов здесь нет. Скажу больше: я не вижу взаимозависимости между сложностью системы и эффективностью чтения. Просто возьмите в руки карандаш, он сам все сделает.

Пересматривайте книгу после чтения. Я пересматриваю книги не сразу после прочтения. Возможно, это неправильно, но мой принцип таков: я даю информации повариться в голове. Кроме того, я всегда с нетерпением ожидаю встречи со следующей книгой, поэтому сразу после прочтения одной занят изучением новой. Поэтому я просматриваю прочтенную книгу, когда готовлю рецензию в блог. Сейчас вот накопилось много книг, ожидающих своей очереди.
Что представляет собой процесс пересмотра? Я ищу свои карандашные заметки, перепечатывая важную информацию в текстовый документ. Вся эта информация (с замечаниями, спорными вопросами, дополнениями) служит заправкой для будущей рецензии. Рецензия – это причесанный, структурированный вариант, всегда меньший по объему. После того, как рецензия готова, я спокоен о сохранении информации. И, когда, например, делаю презентацию, - перечитываю ревью на книгу Алексея Каптерева, когда рассматриваю цели – смотрю рецензию на «Бесцельную жизнь». При этом, советы, показавшиеся мне самыми важными, стараюсь или сразу внедрять в жизнь (для этого служат блокнот для фиксации идей (идея ведения взята с «Бесцельной жизни») или Бортовой журнал с «Кради, как художник»), или планировать их выполнение.

Поделитесь прочитанным. В дополнение вышесказанного. Статья в блоге – хороший способ к запоминанию книги, но не обязательно все усложнять. Расскажите о понравившемся куске, интересной мысли или главе своей жене, мужу, коллегам на работе – и то, чем вы поделитесь, запомниться вам лучше. Кроме того, возможны жаркие дебаты или важные дополнения от вашего собеседника, что позволит взглянуть на мысль с другой стороны.

Дайте почитать книгу другу. Это более крутой вариант предыдущего пункта. С другом можно обсудить содержание книги – это всяко лучше, чем спорить с троллями в интернет-сообществах.

Внедряя эти советы, не забывайте о любить чтение, потому что без этого не поможет никакой карандаш. Вот послушайте Умберто Эко, поющего оду бумажным книгам:

«Они созданы для того, чтобы их брали в руки в кровати, или в лодочке, или вообще там, где нету электрической розетки, или там и тогда, когда разряжен аккумулятор, чтобы в них подчеркивали, оставляли пометки и закладки, позволяли им соскальзывать на землю и оставляли открытыми на груди или на коленях, когда сморит сон, таскали в кармане, тискали, чтобы они приобретали свое лицо в зависимости от того, как долго и часто мы их читаем, напоминали нам (своим слишком свежим видом), что их еще не читали, чтобы их можно было изучать, держа голову, как нам удобно, а не держа ее неподвижно перед экраном компьютера – чрезвычайно удобного во всех отношениях, кроме шейного».

А вы как читаете книги? По принципу "прочитал и забыл"? После скольких страниц засыпаете? Обладаете фотопамятью?
Делитесь своими советами в комментариях.

Довесок:

Как читать обучающие книги от Майкла Хайята.


Советы о том, как запоминать идеи из книг. 


Подход к чтению Армена Петросяна. 


Еще один подход к чтению. Точнее, много подходов. 

четверг, 27 июня 2013 г.

Задача: чем заняться в трамвае?

Поскольку я поменял место жительства, изменился и мой маршрут добирания на работу.

Если раньше я проводил в транспорте около 10-15 минут, то сейчас - 50-55 минут. В масштабах недели, в дороге я провожу почти 9 часов, чего хватит на прочтения небольшой книги или, к примеру, для просмотра половины сезона стандартного сериала.

Но есть проблемы.

Вероятно, коротать время придется стоя. Предварительные исследования показывают, что на моей остановке свободных сидячих мест уже не будет. Варианты решения: можно вычислить людей, которые выходят первыми, караулить возле их сидений и занимать их места. Также можно пройти лишнюю сотню метров на предыдущую остановку и занять элитное место. Но и здесь проблемы: на каждой остановке трамвай пополняют пожилые люди, которым придется свое местечко уступить. То есть принимаем как рабочий вариант поездку стоя.


Что можно делать в таком, не слишком удобном, положении? Приходящие на ум варианты: созерцать природу, обдумывать проблемы. Но я вот проехался в одну сторону, занимаясь этим трудозатратным занятием, и на обратный путь меня уже изводило от безделья. 

Следующий очевидный вариант: слушать музыку. Этим можно заниматься даже в дикой давке, но коэффициент полезного действия такого занятия не очень высок (лично для меня – я не большой меломан). Идем дальше. Аудиокниги? Можно. Но с аудиокнигами есть одна большая проблема: так как я не аудиал, то мне информация из наушников в одно ухо влетает, а в другое тут же вылетает.


Я могу запомнить несколько мыслей из всей книги, но чаще происходит следующее: слышу интересную и полезную информацию, пытаюсь сказать себе, что ее нужно запомнить, пока говорю с собой, проигрываемый кусок идет в пустоту, а та интересная и полезная информация теряется через пять минут. В аудиокнигах не хватает такого инструмента, как карандаш.

Можно слушать что-то менее грузящее и более развлекающее. Например, подкасты. Познавательные, развлекательные, обучающие. Из-за их формата (не большой размер, выжимка всего важного) подкасты не противно и переслушать разок-другой. Когда-то я слушал, что в наушниках очень круто учить иностранные языки. Не пробовал, но чувствую, что будет такая же проблема, как и с аудиокнигами.


Может быть, читать? Если книга моя, я всегда ее читаю с карандашом, делая по ходу пометки, подчеркиваю что-то, что-то дописываю. Если же я одолжил книгу, то читаю ее с блокнотом, в котором записываю номера важных страниц. Ясно, что методика не применима в условиях трамвая. Без карандаша можно с горем пополам читать художественную книгу, но большую или среднюю книгу стоя в трамвае не почитаешь, надо покупать специальные карманные варианты. Решить проблему с фиксацией мыслей можно покупкой читалки или использованием телефона (что хуже - для глаз очень не полезно). Также можно читать журналы. К примеру, журнал «Футбол» я могу читать даже на зеленой ветке метро в час пик с сумкой в одной руке и зонтом в другой, но двух журналов хватает максимум на два дня (остается еще три). Также некоторое время замет Форбс, выходящий раз в месяц. Но что дальше?
Популярная нынче вещь - смотреть фильмы или сериалы на планшете или шпилить игрушки на нем же. Игрушки отпадают, над фильмами можно подумать. Но снова таки: насколько это удобно?


Подытожим. 


Чем же занять себя в трамвае (в скобках проблемы, которые нужно решить)?


1. Ничем (скучно).
2. Слушать музыку (не любитель).
3. Слушать подкасты/учить иностранный язык (вариант).
4. Слушать аудиокниги (малоэффективно).
5. Читать (придется покупать читалку).
6. Смотреть фильмы и сериалы (придется покупать планшет).


Приветствуется изящные решения. Есть идеи? Покупать читалку? Становиться меломаном? Развивать аудиальные способности? Забить на старушек, занимать сидячее место и спокойно читать книги? Планшет и прописка на лостфилм.тв? Всего по чуть-чуть. Нужны идеи и размышления. Каждый комментарий важен, каждый спасает мою жизнь.

воскресенье, 12 мая 2013 г.

Визуальное мышление. Как решать проблемы с помощью рисунков

Есть такие книги, рецензии на которые писать как-то и не с руки.
В хорошем смысле. Ну что здесь рецензировать, автор написал так, что ни одного слова лучше не пропускать. Надерганные цитаты, обобщения, выводы, отсебятные рецепты – все выглядит искусственно, не к месту. Это как забрать вишенку с торта, и подать ее на стол. Ниче так, но совсем не то, что на торте.
«Визуальное мышление» Дэна Роэма именно из таких книг.
Автор настолько хорош в своей теме, а тема настолько хороша сама по себе, что остается только листать страницу за страницей с открытым ртом и периодически набрасывать примитивные рисуночки на салфетку. Но я, пожалуй, рискну.

Тем, кто просматривает рецензии для того, чтобы определиться, читать книгу или нет, скажу кратко: читать.

Ее плюсы очевидны:

  • Множество примеров. По сути, книга основана на примерах, слегка разбавленных историями из жизни. Теории как таковой – капля, и та вынесена в отдельное приложение. 
  • Инновационная тема. Это не просто интересная или важная тема – это взрыв сверхновой. Об управлением временем, проектами и финансами, например, написано тысячи книг, а о визуально мышлении – еденицы. Почувствуйте разницу, что называется. 
  • Книга сдобрена забавными и, в то же время, полезными рисунками. Все они просты по исполнению, но сложны по смыслу, что окрыляет. «Я тоже могу так рисовать», - мысль, которая витает в воздухе во время чтения. 
  • Очень вдумчивая и логичная структура. Сначала разжевывается каждый пункт, потом все пункты собираются воедино на одном масштабном примере, а в самом конце в пару абзацев выжимается вся суть книги.


Для тех, кто хочет почитать полезную рецензию на полезную книгу, написан следующий кусок текста.

Один коллега когда-то сказал мне, что все сложное и непонятное в этом мире придумано по какой-то нехорошей причине, и наоборот – все простые инструменты – наиболее мощные и действенны. Вынеся за скобки некую однобокость такого суждения, признаем, что инструмент «визуальное мышление», описываемый в книге, очень простой. И невероятно мощный! Иногда при прочтении задаешь себе вопрос: да почему же я сам не додумался до такого, это ж элементарно! Но даже элементарные вещи подчиняются определенным правилам.

Автор завещает:

Визуальное мышление – это не талант, которым Господь наградил избранных, и не умение, приобретенное за долгие годы обучения и опыта.

Но что же такое визуальное мышление? Ответ зашит в названии. Это обдумывание или решение проблем с помощью визуальных образов (рисунков).

В предыдущем предложении важны три вещи: проблемы, рисунки и, собственно, сам процесс. В этих трех вещах и заключается суть визуального мышления. Всегда есть три элемента: проблема, рисунки и процесс.

Проблемы

Проблемы – это непонятная, тяжелая, запутанная ситуация, которую нужно решить. В любом деле: как в постройке атомного реактора, так и в увеличении посещаемости блога. Роэм, структурируя информацию, делит абсолютно все проблемы на свете на шесть категорий:

  1. Кто/Что (вещи, люди и их роли). 
  2. Сколько (количественная оценка и подсчет). 
  3. Когда (расписания, планы, графики). 
  4. Где (сочетаемость вещей, совместимость в работе). 
  5. Как (как вещи влияют друг на друга). 
  6. Почему/зачем (способность и возможность видеть картину в целом).
Например. Решая проблему посещаемости блога, мы заметим, что у нас есть «что» - блог. Есть также его реальная посещаемость и то число, к которому нужно стремиться («сколько»). Блог пополняется записями по определенному расписанию, также вводятся новые инструменты управления им, убираются старые. Посещаемость раньше менялась по конкретному графику («когда»). И так далее.

Рисунки

Рисунки – самый простой элемент этого паззла. 
Как руководство принимает решение.
Рукотворный вариант
Рисунки – это… это рисунки. Главное, что нужно знать о рисунках – это то, что рисовать их могут все. Даже если вам медведь на пальцы наступил (образно говоря), это не проблема. Если я правильно понял автора, смысл не только в том, чтобы визуально красиво изобразить проблему (это вовсе не обязательно), а размышлять в правильном направлении. Смысл в том, чтобы на одном из этапов стукнуть себя по голове и вскрикнуть что-то вроде «вон оно что, это ж так просто». Еще смысл в том, чтобы смотреть, видеть и воображать, а не рисовать. Рисование – это так, для упрощения жизни. Суть проблемы очень трудно сразу увидеть целиком, а рисунки помогают изучить различные аспекты дела (эти «кто», «где», «сколько»), иногда далеко не всегда явные и очевидные. Еще одна заповедь Роэма: любую проблему легче решить, если на картинке ее изобразить.

С рисованием разобрались – это легко, если не говорить себе, мол, я же криворукий, у меня не получиться. Гораздо важнее уметь не рисовать, а смотреть, видеть и воображать. И вот этим делам нужно учиться, их нужно развивать и тренировать.

Процесс визуально мышления. На старт, внимание, марш.

Все начинается с проблемы, с момента, когда вам хочется с чем-то разобраться, что-то решить. Чтобы из проблемы получить решение, вы должны пройти ряд определенных стадий, а это и есть процесс визуального мышления:
  • посмотреть (собирать и фильтровать информацию);
  • увидеть (отобрать и сгруппировать);
  • вообразить (увидеть то, чего нет);
  • показать другим (объяснить);
Подробнее об этих стадиях.

Посмотреть. На этом этапе необходимо собрать сведения и данные и сделать первоначальные приблизительные оценки происходящего. То есть, это обычные первичные исследования.
Вопросы: что это там? Сколько его? Чего не хватает?
Действия: заметить, что есть лес, в лесу деревья, а на деревьях листья.


Как научиться смотреть.
  1. Собирайте и копите зрительную информацию: чем больше – тем лучше. 
  2. Аккуратно разложите все, что собрали, чтобы рассмотреть внимательно со всех сторон. 
  3. Когда данные упакованы в отдельные папки и отчеты, увидеть картину в целом невозможно, если вынести все на свет божий, можно выявить тесные, но зато незаметные связи. Наилучший способ использования механизма нашей зрительной системы заключается в том, чтобы заполнить картинками всю среду (стол, стены, пол). Это не шутка. Соберите всю информацию и разложите ее в комнате. На стол, стул, стены, пол. 
  4. Создайте базовую систему координат для сортировки информации. 
  5. Практикуйтесь в визуальной сортировке.
Видеть. Осуществляется отбор данных, заслуживающих более детального анализа и изучения. Этап распознавания закономерностей увиденного.
Вопросы: не вырисовывается ли что-то конкретное, особенное? Закономерности, приоритеты, взаимодействия. Я уже достаточно насмотрелся?
Действия: фильтрация информации по степени полезности и важности.
Классифицирование и разграничение сведений (упорядочить в разные категории по типу).
Видеть – сложнее, чем смотреть. На этапе «видеть» нужно сортировать информацию, выделять и группировать главное.

Вообразить. Увидеть то, чего нет.
Вопросы: где я видел это раньше?
Нет ли лучшего способа выявить закономерность в том, что я вижу?
Могу ли я по-другому использовать эти закономерности, чтобы сделать понятным то, что пока непонятно?
Действие: поиск аналогий.
Управление образами (переверните картинку, измените систему координат).
Изменение очевидного. Нахождение разных способов показать одно и то же.


Еще труднее вообразить – подключить к делу свое внутреннее зрение, чтобы увидеть то, чего в данный момент видеть нельзя. Другими словами это значит, что мы подбираем конкретные координаты, шаблоны и компоненты, которые видели раньше, и преобразуем их в абстрактные картины, которыми можно манипулировать в уме. Это мощный инструмент для выработки идей и решений. Хорошие новости: Дэн Роэм рассказывает, как можно управлять этим процессом, и для этого нам придется познакомиться с технологией SQVID.


Посмотрите на рисунок (извините за качество), он поможет разобраться со SQVID. Это такой мастер-шаблон, «коза», с помощью которой можно решать проблемы. Это серия из пяти вопросов, отвечая на которые мы прорабатываем свою исходную идею, чтобы достичь максимальной ясности и четче определить фокус нашего образа.

В процессе проработки проблемы, мы будем задавать себе пять вопросов и обдумывать, как их визуально описать, всегда учитывая два условия – изобразить просто или детально, отразить качественно или количественно и т.д. Потом нужно нарисовать или вообразить, как это может выглядеть. Потом переходить от вопроса к вопросу, переключаться туда-сюда.

Традиционная заповедь от Роэма: истинная цель визуального мышления – сделать сложное понятным (а отнюдь не простим), облачив его в зримую форму.

Показать другим.
Вопросы: что самое важное?
Как лучше всего донести смысл?
Действия: распределить все визуальные идеи по степени приоритетности.
Ответ на все поставленные ранее вопросы.

Что делать на этапе демонстрации:

1. Выберите правильную структуру. Самое прекрасное заключается в том, что мы воспринимаем мир с помощью шести, уже знакомых нам, способов. Каждому из них соответствует определенный способ показывать идеи другим людям. 

Кто – портрет.
Как – диаграмма.
Где – карта.
Когда – временная шкала.
Сколько – блок-схема.
Почему/зачем – график с переменными параметрами.

2. Используйте структуру для создания рисунка. Изображаем систему координат, добавляем конкретные сведения и детали.

3. Покажите и объясните рисунок аудитории.

Последняя и, возможно, самая важная выжимка от Роэма, в которой кратко изложена суть визуального мышления.

«Представим визуальное мышление как швейцарский нож для решения проблем. В нем несколько лезвий, которые помогают решить буквально любые проблемы, но все они объединены в один очень удобный набор инструментов. Ими просто пользоваться, и их назначение легко запомнить.  Первыми идут три базовых инструмента визуального мышления: глаза, внутренне зрение, координация движений глаз и рук. Далее следуют четыре этапа процесса визуального мышления: посмотреть, увидеть, вообразить и показать другим. Затем очередь за SQVID – пятью вопросами, помогающими нам включить свое внутреннее зрение, и, наконец, шесть способов восприятия и шесть способов представить идею другим людям».
  
Я после написания рецензии
Вот и все.

среда, 8 мая 2013 г.

Временная среда: где взять время на чтение?


У меня нет времени на чтение. 
Когда я слышу подобные фразы, то понимаю, что человеку либо неинтересен предмет, о котором он говорит, либо он ему не важен. Ни у кого, ни на что нет времени! Но мы выбираем то, что нам нравится или то, что важно сделать, и делаем это. Большинство людей как бы осознают, что чтение – это важно, но все равно задвигают его в списке приоритетов в глухую темень.

Но почему чтение важно? Это не хлеб, не вода, и не воздух – без этого можно жить. Но с другой стороны: что это будет за жизнь – так, существование, удовлетворение первичных потребностей?



Хорошо о чтении сказал Дэвид Ремник, главред The New Yorker:



«Потому что такая активность [чтение] – преобразование языка в образы и мысли в течение длительного времени, а не постоянное кликанье и перемещение туда-сюда – это совершенно особенный сложный тип человеческой активности. Не боюсь показаться старомодным и говорю, что это меня беспокоит куда больше, чем особенности оперативных систем. Потому что все эти хитрые инструменты – это часть моей повседневной работы. Но опыт вдумчивого чтения особенно важен».

Но как найти время среди всех этих твитеров, фейсбуков, и вконтактов? Для начала запустите процесс, а там время найдется. Несколько советов, как организовать чтение.
  1. Пожертвуйте чем-то. Я, наверное, повторюсь, но приоритеты действительно важны. У вас есть 24 часа каждые сутки. Если это не выходной и не праздник, 8-10 (а то и больше) часов вы посвящаете работе. 6-8 – на сон. Семья, друзья. Если вы любите посмотреть пару серий сериала, или взглянуть одним глазком на матчи Лиги Чемпионов – до свидания, книги. Шутки-шутками, но если #прямосейчас у вас нет времени на чтение, одно из двух: или от чего-то придется отказаться, или делать все быстрее. Взглянем правде в глаза и выберем жертву. Я не знаю, что это может быть – у каждого индивидуально – но социальные сети и телевидение грабят почти всех.
  2. Сделайте это привычкой. Есть такие нехорошие слова, которым нельзя доверять. Ну, например, кто-то вас о чем-то просит, а вы ему такой: «о, а давай завтра». Или, например, вы говорите: «Я собираюсь найти время на чтение», - ну это ж никуда не годится. Так вы никогда его не найдете. Не собирайтесь, а скажите себе, что будете читать во время обеда, в городском транспорте и по вечерам. И делайте это, читайте. Постоянно. Во время обеда, в городском транспорте и по вечерам.
  3. Ставьте цели. Сейчас о целях говорят так много, что от этих фраз стало попахивать клише. Но зачастую они работают. Поставьте себе цель прочитать определенное количество романов и определенное количество обучающих книг (саморазвитие, книги по работе). Если вы новичок в этом деле, поставьте не слишком сложную цель. Например: читать книгу в месяц. Потом, когда вы подсядете, вам покажется мало, и цели можно будет подкорректировать. Для закрепления скажите об этом родным или друзьям, мысль о том, что они спросят вас, мол, как там книга, прочитал уже, наконец, или до сих пор тянешь резину, будет вас мотивировать. Я иногда ставлю перед собой более конкретную цель в количество страниц за вечер – помогает собраться. Также я применяю вот какой прием. В своей домашней библиотеке приклеиваю к непрочитанной книге оранжевый стикер – так, чтобы издалека было видно (пруфлинк на фото).
    Осталось еще несколько
    Эти стикера меня невероятно бесят, но отклеить их можно только после прочтения. Такой себе кнут и пряник, только без пряника.
  4. Веселитесь. Все, что написано выше, немного притянуто за уши. Все эти приемчики с целями и привычками нужны для запуска процесса. Но когда понимаешь, что читать – очень круто и весело, никакие цели особенно и не нужны. Вы ведь не ставите себе цель посмотреть три сериала за месяц – просто включаете запись и получаете удовольствие.
  5. Забудьте о скорочтении. Волшебные пилюли закончились, вы не сможете просканировать книгу за 10 минут и получить от этого удовольствие. Это как поставить фильм на режим ускоренной перемотки – ну да, быстро, но без толку. Важна не скорость, а качество, процесс, это самое «преобразование языка в образы и мысли».
  6. Казнить нельзя помиловать. Если книга откровенно не нравиться – не дочитывайте ее до конца и позвольте совести спать спокойно. Иногда это вина автора – он бездарен – иногда ваша: книга просто не в вашем вкусе. Какая разница? Не тяните резину, на полке еще много оранжевых стикеров. Но если книга вам нравится, не прерывайте чтение. Со мной несколько раз приключалась следующая история. Я начинал читать хорошую книгу, но тут в руках оказывалась другая (очень редкая, давно искал, нужно быстро прочитать – нужное подчеркнуть), и я принимался уже за ее чтение. Спустя некоторое время я возвращался к первой, продолжал читать, но понимал, что очень смутно помню начало. Приходилось перечитывать его. Можно ли назвать такой подход оптимальным с точки зрения управления временем? Нет.
  7. Смешивайте. Практика показывает, что лучше чередовать книги разного направления друг с другом. Если все время читать однообразные книги – процесс приедается. Вспомните, как начинается сезон клубники. Сначала появляются первые зеленые ягоды, которые со временем наливаются краской. Мы бережно их срываем и делим первою созревшую ягоду на всю семью. Потом клубники становиться больше, уже можно прийти на грядку и немножко там «похозяйничать» – золотое время. Потом приходит очередь клубники со сметаной и сахаром, потом ведра клубники ждут, когда из них сделают варенье, а нам… тяжело даже смотреть на аппетитные ягоды. Переели. Так и с книгами. Если вы полгода будете читать только о презентациях – поверьте, вас стошнит. Даже если это будет не специфическая тема, а книги одного автора – тоже не советую. У меня бывают запойные чтения Стивена Кинга, но где-то после третьей книги повторяется история с клубникой, и я переключаюсь. Хотите чему-то научиться – читайте книгу по теме, хотите подготовиться к просмотру «Великого Гэтсби» - читайте Фицджеральда, хотите погрустить – Ремарк ждет вас.
  8. Не бойтесь технологий. Бумажные книги – это святое, но электронные и аудиокниги в некоторых случаях тоже пригодятся. Я сейчас читаю «Педагогическую поэму» Антона Макаренко на смартфоне. Не то, чтобы я рекламировал пиратство, но такую старую книгу элементарно проще, удобнее и быстрее скачать в электронке, нежели рыться в лавках старьевщиков или покупать в интернет-магазине жутко неудобный вариант в мягком переплете. Эту книгу я читаю в транспорте (что определенно удобнее, нежели чтение бумажной книги), и в обед. Когда же я куда-то иду – под рукой аудиокнига. С аудиокнигами, правда, есть одна проблема: их можно только слушать. Нельзя делать закладки, выделять главное, рисовать заметки на полях.
  9. Берите книгу с собой всегда. Пусть она будет с вами, даже если вы не видите в этот день момента, когда ее можно будет достать из сумки. Пробки, очереди, задание от начальника с дальним выездом – все это может случиться.
На сегодня о книгах все.

Минутка рекламы из жизни блога. Стыдно признаться, но новые записи в блоге не появлялись почти месяц. Болел, работал, готовился к праздникам – ну, вы понимаете, нагородить кучу отмазок всегда проще, чем каждый день делать дело. Иногда паузу взять полезно (для рождения новых идей, например) – будем считать, что это именно такой случай. Временная среда – это новая рубрика. В ней будут публиковаться материалы, с советами о том, как организовать время, и публиковаться они будут в среду (ну, вы поняли, игра слов). Боюсь, что не каждую, но я постараюсь.

Еще немного о планах. Следующая «временная среда» тоже будет посвящена книгам, затронем тему того, как их эффективнее читать. Также в ближайших планах написание рецензий на книги «Визуальное мышление» Дэна Роэма, «Кради, как художник» Остина Клеона, «Муза, где твои крылья?» Яны Франк и «Сон Кельта» Марио Варгаса-Льосы. Так что подписывайтесь удобным для вас способом (вверху появилась кнопка подписки по RSSтут - статья по управлению RSS-подписками), а также возможность подписаться по  e-mail), не пропускайте новых записей, читайте и комментируйте.

Обратите внимание на новую вкладку «Обзор книг» - здесь, барабанная дробь, собраны все обзоры книг, все рецензии. Думаю, это сделает чтение блога комфортнее.

Вопрос для обсуждения в комментариях. А вы знаете приемы, которые помогают организовать чтение, сделать его удобнее, приятнее?