воскресенье, 12 мая 2013 г.

Визуальное мышление. Как решать проблемы с помощью рисунков

Есть такие книги, рецензии на которые писать как-то и не с руки.
В хорошем смысле. Ну что здесь рецензировать, автор написал так, что ни одного слова лучше не пропускать. Надерганные цитаты, обобщения, выводы, отсебятные рецепты – все выглядит искусственно, не к месту. Это как забрать вишенку с торта, и подать ее на стол. Ниче так, но совсем не то, что на торте.
«Визуальное мышление» Дэна Роэма именно из таких книг.
Автор настолько хорош в своей теме, а тема настолько хороша сама по себе, что остается только листать страницу за страницей с открытым ртом и периодически набрасывать примитивные рисуночки на салфетку. Но я, пожалуй, рискну.

Тем, кто просматривает рецензии для того, чтобы определиться, читать книгу или нет, скажу кратко: читать.

Ее плюсы очевидны:

  • Множество примеров. По сути, книга основана на примерах, слегка разбавленных историями из жизни. Теории как таковой – капля, и та вынесена в отдельное приложение. 
  • Инновационная тема. Это не просто интересная или важная тема – это взрыв сверхновой. Об управлением временем, проектами и финансами, например, написано тысячи книг, а о визуально мышлении – еденицы. Почувствуйте разницу, что называется. 
  • Книга сдобрена забавными и, в то же время, полезными рисунками. Все они просты по исполнению, но сложны по смыслу, что окрыляет. «Я тоже могу так рисовать», - мысль, которая витает в воздухе во время чтения. 
  • Очень вдумчивая и логичная структура. Сначала разжевывается каждый пункт, потом все пункты собираются воедино на одном масштабном примере, а в самом конце в пару абзацев выжимается вся суть книги.


Для тех, кто хочет почитать полезную рецензию на полезную книгу, написан следующий кусок текста.

Один коллега когда-то сказал мне, что все сложное и непонятное в этом мире придумано по какой-то нехорошей причине, и наоборот – все простые инструменты – наиболее мощные и действенны. Вынеся за скобки некую однобокость такого суждения, признаем, что инструмент «визуальное мышление», описываемый в книге, очень простой. И невероятно мощный! Иногда при прочтении задаешь себе вопрос: да почему же я сам не додумался до такого, это ж элементарно! Но даже элементарные вещи подчиняются определенным правилам.

Автор завещает:

Визуальное мышление – это не талант, которым Господь наградил избранных, и не умение, приобретенное за долгие годы обучения и опыта.

Но что же такое визуальное мышление? Ответ зашит в названии. Это обдумывание или решение проблем с помощью визуальных образов (рисунков).

В предыдущем предложении важны три вещи: проблемы, рисунки и, собственно, сам процесс. В этих трех вещах и заключается суть визуального мышления. Всегда есть три элемента: проблема, рисунки и процесс.

Проблемы

Проблемы – это непонятная, тяжелая, запутанная ситуация, которую нужно решить. В любом деле: как в постройке атомного реактора, так и в увеличении посещаемости блога. Роэм, структурируя информацию, делит абсолютно все проблемы на свете на шесть категорий:

  1. Кто/Что (вещи, люди и их роли). 
  2. Сколько (количественная оценка и подсчет). 
  3. Когда (расписания, планы, графики). 
  4. Где (сочетаемость вещей, совместимость в работе). 
  5. Как (как вещи влияют друг на друга). 
  6. Почему/зачем (способность и возможность видеть картину в целом).
Например. Решая проблему посещаемости блога, мы заметим, что у нас есть «что» - блог. Есть также его реальная посещаемость и то число, к которому нужно стремиться («сколько»). Блог пополняется записями по определенному расписанию, также вводятся новые инструменты управления им, убираются старые. Посещаемость раньше менялась по конкретному графику («когда»). И так далее.

Рисунки

Рисунки – самый простой элемент этого паззла. 
Как руководство принимает решение.
Рукотворный вариант
Рисунки – это… это рисунки. Главное, что нужно знать о рисунках – это то, что рисовать их могут все. Даже если вам медведь на пальцы наступил (образно говоря), это не проблема. Если я правильно понял автора, смысл не только в том, чтобы визуально красиво изобразить проблему (это вовсе не обязательно), а размышлять в правильном направлении. Смысл в том, чтобы на одном из этапов стукнуть себя по голове и вскрикнуть что-то вроде «вон оно что, это ж так просто». Еще смысл в том, чтобы смотреть, видеть и воображать, а не рисовать. Рисование – это так, для упрощения жизни. Суть проблемы очень трудно сразу увидеть целиком, а рисунки помогают изучить различные аспекты дела (эти «кто», «где», «сколько»), иногда далеко не всегда явные и очевидные. Еще одна заповедь Роэма: любую проблему легче решить, если на картинке ее изобразить.

С рисованием разобрались – это легко, если не говорить себе, мол, я же криворукий, у меня не получиться. Гораздо важнее уметь не рисовать, а смотреть, видеть и воображать. И вот этим делам нужно учиться, их нужно развивать и тренировать.

Процесс визуально мышления. На старт, внимание, марш.

Все начинается с проблемы, с момента, когда вам хочется с чем-то разобраться, что-то решить. Чтобы из проблемы получить решение, вы должны пройти ряд определенных стадий, а это и есть процесс визуального мышления:
  • посмотреть (собирать и фильтровать информацию);
  • увидеть (отобрать и сгруппировать);
  • вообразить (увидеть то, чего нет);
  • показать другим (объяснить);
Подробнее об этих стадиях.

Посмотреть. На этом этапе необходимо собрать сведения и данные и сделать первоначальные приблизительные оценки происходящего. То есть, это обычные первичные исследования.
Вопросы: что это там? Сколько его? Чего не хватает?
Действия: заметить, что есть лес, в лесу деревья, а на деревьях листья.


Как научиться смотреть.
  1. Собирайте и копите зрительную информацию: чем больше – тем лучше. 
  2. Аккуратно разложите все, что собрали, чтобы рассмотреть внимательно со всех сторон. 
  3. Когда данные упакованы в отдельные папки и отчеты, увидеть картину в целом невозможно, если вынести все на свет божий, можно выявить тесные, но зато незаметные связи. Наилучший способ использования механизма нашей зрительной системы заключается в том, чтобы заполнить картинками всю среду (стол, стены, пол). Это не шутка. Соберите всю информацию и разложите ее в комнате. На стол, стул, стены, пол. 
  4. Создайте базовую систему координат для сортировки информации. 
  5. Практикуйтесь в визуальной сортировке.
Видеть. Осуществляется отбор данных, заслуживающих более детального анализа и изучения. Этап распознавания закономерностей увиденного.
Вопросы: не вырисовывается ли что-то конкретное, особенное? Закономерности, приоритеты, взаимодействия. Я уже достаточно насмотрелся?
Действия: фильтрация информации по степени полезности и важности.
Классифицирование и разграничение сведений (упорядочить в разные категории по типу).
Видеть – сложнее, чем смотреть. На этапе «видеть» нужно сортировать информацию, выделять и группировать главное.

Вообразить. Увидеть то, чего нет.
Вопросы: где я видел это раньше?
Нет ли лучшего способа выявить закономерность в том, что я вижу?
Могу ли я по-другому использовать эти закономерности, чтобы сделать понятным то, что пока непонятно?
Действие: поиск аналогий.
Управление образами (переверните картинку, измените систему координат).
Изменение очевидного. Нахождение разных способов показать одно и то же.


Еще труднее вообразить – подключить к делу свое внутреннее зрение, чтобы увидеть то, чего в данный момент видеть нельзя. Другими словами это значит, что мы подбираем конкретные координаты, шаблоны и компоненты, которые видели раньше, и преобразуем их в абстрактные картины, которыми можно манипулировать в уме. Это мощный инструмент для выработки идей и решений. Хорошие новости: Дэн Роэм рассказывает, как можно управлять этим процессом, и для этого нам придется познакомиться с технологией SQVID.


Посмотрите на рисунок (извините за качество), он поможет разобраться со SQVID. Это такой мастер-шаблон, «коза», с помощью которой можно решать проблемы. Это серия из пяти вопросов, отвечая на которые мы прорабатываем свою исходную идею, чтобы достичь максимальной ясности и четче определить фокус нашего образа.

В процессе проработки проблемы, мы будем задавать себе пять вопросов и обдумывать, как их визуально описать, всегда учитывая два условия – изобразить просто или детально, отразить качественно или количественно и т.д. Потом нужно нарисовать или вообразить, как это может выглядеть. Потом переходить от вопроса к вопросу, переключаться туда-сюда.

Традиционная заповедь от Роэма: истинная цель визуального мышления – сделать сложное понятным (а отнюдь не простим), облачив его в зримую форму.

Показать другим.
Вопросы: что самое важное?
Как лучше всего донести смысл?
Действия: распределить все визуальные идеи по степени приоритетности.
Ответ на все поставленные ранее вопросы.

Что делать на этапе демонстрации:

1. Выберите правильную структуру. Самое прекрасное заключается в том, что мы воспринимаем мир с помощью шести, уже знакомых нам, способов. Каждому из них соответствует определенный способ показывать идеи другим людям. 

Кто – портрет.
Как – диаграмма.
Где – карта.
Когда – временная шкала.
Сколько – блок-схема.
Почему/зачем – график с переменными параметрами.

2. Используйте структуру для создания рисунка. Изображаем систему координат, добавляем конкретные сведения и детали.

3. Покажите и объясните рисунок аудитории.

Последняя и, возможно, самая важная выжимка от Роэма, в которой кратко изложена суть визуального мышления.

«Представим визуальное мышление как швейцарский нож для решения проблем. В нем несколько лезвий, которые помогают решить буквально любые проблемы, но все они объединены в один очень удобный набор инструментов. Ими просто пользоваться, и их назначение легко запомнить.  Первыми идут три базовых инструмента визуального мышления: глаза, внутренне зрение, координация движений глаз и рук. Далее следуют четыре этапа процесса визуального мышления: посмотреть, увидеть, вообразить и показать другим. Затем очередь за SQVID – пятью вопросами, помогающими нам включить свое внутреннее зрение, и, наконец, шесть способов восприятия и шесть способов представить идею другим людям».
  
Я после написания рецензии
Вот и все.

2 комментария:

  1. Вообще, очень напоминает правило 5 "W" and "H", которое относится к написанию текстов. Тоже подобная структура.

    Особенно в записи меня порадовал пункт "как научиться смотреть", с удовольствием подметила, что некоторые вещи я неосознанно использую в своем главном на сегодняшний день проекте - свадебной подготовке.


    Большое спасибо за подробную рецензию, теперь можно это использовать как полную и настоящую инструкцию по осуществлению своих идей.

    ОтветитьУдалить
  2. Дмитро Яцук12 мая 2013 г. в 14:31

    Спасибо за спасибо:) Вообще горячо рекоммендую почитать книгу полностью, ходят слухи, что в темных уголках интернета есть ее pdf-варианты:)


    Моя рецензия, наверное, кажется немного запутанной и непонятной, но в книге настолько увлекательные примеры, что вся эта теория представляется неимоверно легкой.

    ОтветитьУдалить