Кто бы что ни говорил, книга «Шантарам» имеет большую ценность – она непрозрачно
напоминает об одной простой истине.
Истине, о которой все и так знают, но кто-то предпочитает не произносить
подобные вещи в надвигающейся темноте, кто-то на время забывает о ней, а кто-то
теряет связь с реальностью и не признает очевидного.
Везде, в любом загаженном тупике, среди дерьма, люди дерутся за место,
где дерьма немного меньше. Грубо говоря, в этом и заключается наша жизнь.
Говоря очень грубо, вы либо стоите по щиколотку в вонючей жиже, либо парите над
ней в личном самолете. Между этими двумя состояниями есть куча промежуточных
стадий, а переход из одной в другую и есть прогресс, продвижение. Или регресс,
зачет в клуб сбитых летчиков. Находясь в любом месте в любое время необходимо
помнить, что по соседству есть еще одно, где дерьма немного меньше. Или больше.
И от того, какой выбор вы сделаете, и будет зависеть ваше будущее.
Книга «БесЦельная жизнь», конечно, описывает жизнь в немного
более светлых тонах, но за ней стоит приблизительно такой же смысл: хочешь
хорошо жить – так сделай это, сделай правильный выбор, и живи так, как хочешь.
Хочешь быть здоровым – будь им! Хочешь быть богатым – так почему твои карманы
еще не полны денег? Хочешь быть счастливым – пожалуйста, все в твоих руках.
Этим «БесЦельная жизнь» похожа на десятки других мотивационно-обучающих
книг. Лозунг «просто сделай это», лозунг «знать, что делать, знать, как делать,
взять, и сделать», ориентация на результат, множество инструментов, которые, по
идее, могут сделать вас успешнее, и множество историй или про успешных людей,
или в стиле «из грязи – в князи». Все это вы в каком-то виде где-то читали или
слушали, но есть одно но. На днях в крутом сериале «Игра престолов» я услышал,
что вообще не стоит воспринимать всерьез текст, который стоит перед «но». Так вот, в этой книге есть несколько
отличий от ряда подобных. Первое, каждая из глав заканчивается так называемым
руководством к действию, то есть пошаговым планом того, как и что нужно
сделать. С примерами и готовыми шаблонами. А второе, в книге есть действительно
оригинальные, прогрессивные идеи и приемы, которыми я с вами поделюсь.
Привычки – это важно.
И без
меня понятно, что привычки во многом формируют нашу с вами жизнь. Они так
глубоко въедаются, стают настолько рутинными, что мы их даже не замечаем. Ясно, конечно, что курение – плохая привычка, а спать не менее 8-ми часов в
сутки – хорошая. Но есть такие, что тяжело определить их влияние на нашу жизнь,
а они, между тем, влияют.
Как же выявить и уничтожить плохие привычки? И как привить себе
хорошие? Алгоритм таков:
- выявляем плохие. Для этого нужно сесть и выписать все те плохие привычки, о которых вы знаете сами (в книге есть характерный список). Дальше – больше, идите к друзьям, родственникам и спросите у них о своих плохих привычках. Представляете, какую фантазию они проявят? Еще можно фиксировать свои действия на протяжении какого-то периода времени и выуживать из списка нехорошие привычки.
- найдите новую успешную привычку. Зачастую это будет противовес плохой.
- составьте план по внедрению привычки. В книге приведен пример того, как человек хочет упорядочить свои финансы, обезопасить будущее, для чего планирует откладывать 10% дохода. Чтобы желание не превратилось в профанацию, персонаж из примера позвонит в банк, и договорится о ежемесячном автоматическом переводе определенной суммы денег на счет. Вот это деловой, серьезный подход.
Цитата в тему:
Жизнь - вопрос выбора конкретных действий в той или иной ситуации.
Добиваясь автоматизма, космонавты заводят себе чек-листы для всех без
исключения процедур, чтобы снова и снова убеждаться в правильности своих
действий. Вы можете создать такую же бесперебойную систему. Это дело практики и
это поможет управлять привычками.
Дело в фокусе.
Я по природе своей очень многим интересуюсь и очень много всего разного делал или делаю. От азбуки Морзе до вышивания крестиком. И это мой минус, ведь если бы я сосредоточился на чем-то одном, мог бы достичь большего.
Я по природе своей очень многим интересуюсь и очень много всего разного делал или делаю. От азбуки Морзе до вышивания крестиком. И это мой минус, ведь если бы я сосредоточился на чем-то одном, мог бы достичь большего.
Книга предлагает следующий практикум для фокусировки на главном. Нужно
сделать фокус на приоритетах своей привычкой. Для этого составьте список дел,
которыми вы занимаетесь на работе в течении среднестатистической недели. После
формирования списка следует выделить 2-3 дела, в которых вы настоящий ас, и 2-3
дела, которые приносят наибольший доход компании. Следующий шаг понятен – вы
увеличиваете процент времени, которое уделяется тому, что вы делаете блестяще.
Ну а от самых гнетущих трех дел необходимо каким-то образом избавиться.
Цитата в тему:
Важно четко понимать, в чем вы лучший.
Сосредоточьтесь на том, в чем вы добываетесь отличных результатов.
Попадайте в цель.
Все знают, что поставить цель и следовать ей – очень важно. В одном из первых моих постов в комментариях была поднята тема о постановке целей. С тех пор немало воды утекло, о целях и их постановке я думал долго и много, прочитал или прослушал пару книг с акцентом не тему целей, но окончательно так и не понял, что для меня самое важное.
Все знают, что поставить цель и следовать ей – очень важно. В одном из первых моих постов в комментариях была поднята тема о постановке целей. С тех пор немало воды утекло, о целях и их постановке я думал долго и много, прочитал или прослушал пару книг с акцентом не тему целей, но окончательно так и не понял, что для меня самое важное.
Вот и в этой книге целям посвящено две главы, но сказано далеко не все.
Но зато там было рассказано, как составить генеральный план по целям.
Чтобы процесс пошел, составьте список из 101 цели, которых хотите
добиться в ближайшие 10 лет и определите приоритеты среди них (тут пример, чтоиз этого может получиться). Рядом с каждой целью поставьте цифру – 1,2,3 или
сколько там лет. Расставьте приоритеты, создайте карту желаний для визуализации
и воплощайте цели в жизнь.
Наводящие вопросы при составлении списка
101 цели:
- что я хочу делать?
- что я хочу иметь?
- куда я хочу
попасть?
- во что бы я хотел
инвестировать?
- кем я хочу стать?
- чему я хочу
научиться?
- с кем я хочу
проводить время?
- сколько я хочу
зарабатывать, откладывать и копить?
- сколько хочу иметь
свободного времени на досуг?
- что я сделаю для
того, чтобы улучшить свое здоровье?
Цитата в тему:
Два слова помогут вам при определении целей «будьте точнее». Цель без
цифр – лишь слоганы. Важно иметь систему измерения собственных достижений.
Система фокусировки достижений – это особый план, который облегчит для вас весь
процесс.
Один клиент сказал, что его цель – начать заниматься спортом для
улучшения здоровья. «Начать заниматься спортом» - неважное определение для
такой цели, слишком общее. Его никак не измерить. Мы сказали: «будьте точнее».
Он добавил: «Я хочу заниматься по полчаса в день четыре раза в неделю». Будьте
точнее. После нескольких повторений его цель сформулировалась: «Заниматься
спортом по полчаса в день, четыре раза в неделю, по понедельникам, средам,
пятницам и субботам, с семи до половины восьмого утра». Его ежедневные занятия
включают в себя десять минут разминки и двадцать – занятия на велотренажере.
Так можно отслеживать успех.
Фактор уверенности.
Чтобы преодолеть страх, нужно верить в результат. Собственно, чтобы заполнить пространство между страхом и уверенностью, всегда нужен прыжок в пустоту. Этот путь начинается с двух шагов: закончите недоделанные дела и выявите свои глубинные страхи.
Чтобы преодолеть страх, нужно верить в результат. Собственно, чтобы заполнить пространство между страхом и уверенностью, всегда нужен прыжок в пустоту. Этот путь начинается с двух шагов: закончите недоделанные дела и выявите свои глубинные страхи.
Как покончить с недоделанным.
- Составьте список дел, которые нужно завершить (не меньше трех).
- Запишите конкретную выгоду, которую можно получить от завершения дела. Опишите то, что почувствуете.
- Составьте план действий по завершению дел.
Выбирайте то, что хотите.
Ничто в жизни делать не обязательно. Вы все выбираете сами. Абсолютно все!
Некоторые выбирают тусклый, посредственный образ жизни, работу, которую
ненавидят всю жизнь; некоторые даже женятся по расчёту или друзей выбирают, с
которыми на самом деле дружить не хотят.
Помните, даже когда вы говорите «она меня рассердила», на самом деле вы
сами решили рассердиться, а это было совершенно необязательно. Вообще
постарайтесь не пользоваться словом «надо». Оно давит на вас, гнетет. Говорите
«хочу». Оно ставит в позицию силы. Я понимаю, что это плохой пример, но даже
когда вы видите гору посуды, не заставляйте себя ее мыть. «Я выбираю помыть
посуду сейчас и сделаю это как можно лучше», - звучит дебильно, согласен, но… В
общем, вы поняли. Позиция силы и все такое. Дело ведь не в посуде.
Решительные действия. Все мы
откладываем дела на потом, и все мы страдаем от этого. Представьте, существует даже
термин, который описывает откладывание на потом – прокрастинация.
Авторы выделяют шесть оправданий для откладывания дел:
- Скука. Очень часто для меня скука становиться той причиной, по которой я не доделываю дело. Решается тем, чтобы браться за интересные, творческие дела. Творчество производит энергию, новое подпитывает адреналином.
- Слишком много работы.
- Не хватает уверенности в себе.
- Низкая самооценка.
- Нелюбимая работа. Всем приходится делать то, что не нравится (обидно, но это так). Но то, что вы делаете, должно большую часть времени вдохновлять вас.
- Вы легко отвлекаетесь или просто ленивы. Это тоже частенько мешает мне работать. Наш мир таков, что просто накачивает информацией, просто заставляет отвлекаться. Телефоны, смартфоны, планшеты, телевизоры, куча вкладок в браузере…А лень? Это ж просто невыносимо. На жестком диске столько не просмотренных сериалов, а вы говорите о написании статьи или, того хуже, выноске мусора. В таких случаях надо заставить себя начать хоть что-то делать и дела пойдут. Если не будете отвлекаться.
Цитата в тему:
Мотивировать можно двумя способами: за счет страха перед последствиями
бездействия или через предвкушение уготованных вам преимуществ активных
действий.
ТОП-3
вещи, которые стоит внедрить в жизнь:
Книга идей. Маленький
блокнот, куда можно записывать мимолётные наблюдения, интересные цитаты,
понравившиеся вещи.
Организация совещательной группы.
Организуйте друзей для периодических встреч с целью обсуждения конкретных тем
(создание первоклассной презентации, поиск начального капитала, увольнение
ключевого сотрудника, вопросы здоровья). Можно даже посмотреть фильм (или
фильмы) определенной тематики, и потом коллективно обсудить их. В книге
«Шантарам», которую я упоминал вначале, проводились собрания мафии, на которых
обсуждались философские темы.
Рекрутинг наставника. Если
вы новичок в своем деле и вам нужен наставник, не бойтесь позвонить человеку,
который, по вашему мнению, может им стать. Вот пример монолога, с которым можно
обратиться. «Здравствуйте, меня зовут
Дмитрий. Мы пока незнакомы. Я знаю, у вас много дел, так что буду краток. У
меня небольшая фирма по перевозкам. За годы вы добились невероятного успеха,
создав одну из крупнейших компаний в нашей сфере. Уверен, сначала вы
сталкивались с непростыми задачами. Я все еще в начале пути и пытаюсь со всем справиться.
Мистер Кларксон, я буду очень вам благодарен, если вы согласитесь быть моим
наставником. Речь идет о десяти минутах телефонного разговора раз в месяц,
чтобы я мог задать вам пару вопросов. Это очень важно для меня. Вы согласны?»
Если звучит «да», спросите, удобно ли будет перезвонить через пару
недель? Отправьте письмо с благодарностью.
В
заключение хочу сказать, что книги читать, конечно, полезно. Еще полезнее
применять полученные знания на практике. Но не стоит применять слепо все инструменты,
подсмотренные в книгах, на семинарах, использовать все предложенные вам
шаблоны. Эволюция не закончилась, все постоянно меняется, обновляется,
развивается. Необходимо все время выбирать инструменты, нужные и подходящие именно вам, точить их, модернизировать,
хранить самые полезные или выкидывать ставшие ненужными. Если использовать все, что
предлагают авторы даже одной книги, у вас просто не останется времени, чтобы
делать свою работу. Так что постарайтесь отличить зерно от плевел и сделать
правильный выбор.
Інколи після прочитання книги розумієш, що краще самому прочитати блог когось, де цей хтось розповів про основні поради, які були висвітлені автором проситаної книги... Насправді, дуже і дуже багато непортрібного в аналогічних книгах.
ОтветитьУдалитьСподобалось про фактор "уверенности". Але я так і не почув пряму відповідь на питання про лінь і те, як з нею боротися, хоча дуже хотів би і навіть не тому, що я лінивий, а тому що реально не знаю відповідь на це питання. Сьогодні Льоша спитав в мене, як боротися з лінню і я не знав, що відповісти... Мені здається, єдиним способом боротьби є вибирати тільки ті справи, виконання яких тобі довподоби. І про це автор зауважив.
Також сподобалося про фокус. Я знаю багато різопланових людей по їх розумовому розвитку. Але навіть якщо людина не вражає своєю начитаністю чи академічними знаннями, чи "смикалкою", вона все-одно може добитися результату, якщо приділяє увагу якійсь справі більше, ніж іншим. В цьому і ключ усіпіху, здавалось би, неуків зі школи, які в майбутньому стають успішними.
Дякую за рецензію.
Треба ж заповнювати чимось сторінки, щоб видавництво взяло в роботу)
УдалитьНа рахунок ліні. Навряд чи є якісь універсальні ліки проти боротьби з лінню, і навіть якщо займаєшся дуже приємною, улюбленою справою, лінь все-одно буде нашіптувати "нова серія Декстера вийшла", "Мессі отримав 4-ий золотий м"яч, напиши комент", "глянь на диван, він такий м"який". Тут, на мою думку, головне, запустити процес, завести його. Якщо ти почав робити хоч щось корисне, робота має поступово втягнути і захопити (якщо ти не безнадійний лінивець). Але й лінуватися імхо треба, тільки тоді вже до кінця і з повною відданістю справи (у Архангельсткого в Тайм-драйві про це є).
про це є і в Rework. Про продуктивність, як треба приймати рішення за рішення, увійти в режим автоматизму, щоб бути ефективним, і не вейстити час...
УдалитьГоловна мотивація проти ліні - грошова мотивація. ИМХО, але провірено на мені ж )).
ОтветитьУдалитьС.Г.
Давай уявимо ситуацію, що хтось працює на роботі, де він може інколи посерфити в неті, а інколи почитати книжку на телефоні. І тут начальник цього працівника підзиває його до себе і каже: "твоя робота мені подобається, в тебе нестандартні рішення, які приносять компанії результат. Я піднімаю тобі зарплату, ти будеш отримувати на тисячу більше. Надіюсь, ти також оціниш турботу компанії своєю самовіддачею". Робітник червоніє, запинаючись дякує, і думає, що зараз-то він буде весь свій час присвячувати роботі. Але з часом все-одно відкриває браузер чи телефон. Гроші мотивують в одному випадку: якщо є чітка кореляція між зарплатою та результатом. Якщо оцінюють по часу чи по принципу "дупа на стільці" - бонуси будуть тільки впевнювати лінивця в його правоті) Чи ти про зворотну сторону медалі, депреміювання?)
Удалить