воскресенье, 13 января 2013 г.

Планирование? Не, не слышал

На страницах этого блога я не раз упоминал планирование (раз, два, три). Это слово сейчас на устах у многих, и многие считают планирование занятием если не первой важности, то очень важным. Возможно, так оно и есть. Но, на днях я набрел на блог писателя Джеффа Гоинса (Jeff Goins), который не совсем разделяет эту точку зрения. Что интересно, этот парень раньше тоже был рабом планов  (несмотря на то, что Джефф писатель и вроде должен витать в облаках творчества, он замечен в чтении книги типа REWORK), но сейчас изменил свое отношение к ним.
Немного о Джеффе. Кроме того, что он писатель, ведет очень популярный блог (два года кряду блог выигрывает титул «Лучший блог о писательстве»), воспитывает сына, работает мужем на полную ставку, он еще, похоже, отличный парень. Делится советами, бегает полу-марафоны, цитирует Писание и просит у людей притормозить. Есть медленнее, гулять, выделять время для созерцания тишины и слушать собеседников.



Ниже будет перевод его текста. Передаю микрофон Джефу, а вам предлагаю познакомиться с альтернативной реальностью.
Как провести лучший год в своей жизни ничего не планируя

В этот раз сделайте что-то по-другому: перестаньте придумывать цели. Если определение безумия - это делать одни и те же вещи снова и снова, ожидая при этом разного результата, тогда написание списка целей на следующий год является безошибочным способом сойти с ума. Я делал это годами, и это ничего не принесло.
Цели - это пустая трата времени. Они существуют, чтобы заставить верить в то, что все, что нужно для изменения вашей жизни - это план. Но планы не работают. Жизнь слишком хаотична, в ней слишком много всего. Для большинства из нас невозможно придерживать списка целей даже на протяжении недели, не говоря уже о целом годе.
Так как вы измените свою жизнь? Контролируя то, что вы можете контролировать - ежедневные привычки.

Бесцельность планов

Большинство хороших вещей случается без всякой участи планирования: дружба, любовь, новая работа. Если вы хотите сделать вашу жизнь просчитываемой, вам нужно быть настойчивым - только не в придумывании целей, а в выделении места для того, что реально важно.
Вот чего я хотел достичь: завести блог, подготовиться к полу-марафону, заключить сделку по выпуску книги, и любить каждую минуту всего этого.
Большинство типа продуктивных систем базируется на принципе “думай с конца” и устанавливай цели, чтобы достичь этого. Многие базируются на предположении, что для того, чтобы получить то, что ты хочешь в будущем, ты должен отказаться от того, что ты хочешь сейчас. Вы разрабатываете план, терпите боль, и выигрываете.
Но ведь это не единственный возможный путь. Только что закончился один из лучших годов в моей жизни, и большинство хорошего случилось безо всякой участи планирования. Как это у меня получилось? Я просто делал то, что мне действительно нравиться. Я не циклился на конечном результате, я ловил кайф от процесса.
Это секрет здоровой, продуктивной жизни, а также шанс повлиять на мир. Создайте хорошие, устойчивые привычки, которые вам нравятся, и с их помощью вы можете строить жизнь, которой будете гордиться.
Вместо целей.

Как я уже упоминал, придумыванию целей есть альтернатива, которая приблизит вас к той жизни, о которой вы мечтаете. Сфокусируйтесь на нескольких практиках, которые могут принести вам удовольствие на регулярной основе. Весь фокус заключается в частоте. Следующие привычки помогли мне:

Вставайте с утра пораньше. Когда мир просыпается, он изобилует отвлекающими моментами. Но если вы собираетесь сфокусироваться на создании новой жизни, вам необходимо найти время для этого. Лучший способ сделать это - работать, пока другие спят. Вначале мне совсем не нравилось вставать раньше солнца, но потом мое тело подстроилось и я с нетерпением ожидал одиночества.

Протяните руку незнакомцу. Отношения - то, что заставляет нашу планету вращаться. Это верно для карьеры, личного благополучия и внутреннего мира. Когда вы встречаете новых людей, вы создаете связь, которая может повлечь за собой все будущие позитивные изменения. Даже если вам это неприятно, протяните руку и представьтесь незнакомцам. Худшая вещь, которую они могут сказать - это “нет”. К счастью, многие не делают этого.

Будьте щедры. Делитесь своим временем, деньгами, услугами и идеями. Когда вы делаете это, то получаете намного больше, чем отдаете. Люди учатся доверять вам, и если вы действительно помогли им, они расскажут другим о вас. Это строит вашу репутацию, и вы будете иметь столько друзей, что даже не сможете управиться со всеми. Никто ведь не отменял пословицы «что посеешь, то и пожнешь».

Прошел год с тех пор, как я практикую эти вещи, и я закончил этот год, имея такую жизнь, которую я не мог даже представить или спланировать. Итак, я собираюсь продолжать делать то, о чем я говорил, не устанавливая для себя каких-то целей. Лучший год в вашей жизни доступен и вам - если вы готовы отказаться от сумасшествия в планах, а вместо этого сосредоточиться на создании новых привычек. Первый шаг - начать!

Оригинал статьи.

Комментарий. Как по мне, ключевой посыл Джеффа - занимайтесь тем, что вам действительно нравиться, от чего вы фанатеете. И в этом случае планирование не так и важно. Важно иметь набор инструментов, с помощью которых вы будете монетизировать свою страсть. Да, звучит не слишком романтично, зато правдиво. Ну что здесь плохого? Вы занимаетесь любимым делом и получаете обратную связь в виде материальных благ. Если материальных благ не будет, могу поспорить, вы будете заниматься нелюбимым делом, чтобы залатать дыру в кармане. Тут уже не до романтики. И в чем Джефф прав на сто процентов - это в понимании пагубного глубинного смысла планирования. В каком то роде ты действительно должен отказаться от сегодняшних благ, чтобы быть успешным и счастливым в эфемерном будущем. И что будет, когда ты достигнешь цели? Что тогда делать, утонуть в депрессии? Может, все дело в смысле, в нахождении его в своей жизни и в деле своей жизни? Ух, тяжело все это. В заключение еще одна цитата от журналиста Sports.ru Станислава Ринкевича:

"Очень много сейчас делается эффектных роликов с общим мотивом, мол, живи мечтой. Поставь себе цель и иди к ней. Если ты не будешь сдаваться, то обязательно добьешься своего. Но я вот что еще понял, порой мы даже не подозреваем, чего можем добиться. Вот прямо сейчас эти мечты даже не сформировались в наших головах. А до того, как они реализуются, сущий пустяк – несколько лет. Жизнь как коробка шоколадных конфет, ага. Никогда не исключайте возможность, что все у вас будет отлично".

3 комментария:

  1. На своєму прикладі зрозумів на рахунок "вставати чим раніше". В мене був дуже загружений період на роботі і я вирішив вставати зранку і їхати на роботу раніше на 1,5 години. Як виявилось, за ці півтори години я робив 1/3 частину роботи (2/3 я робив за інші 8 годин). Звичайно, в кожного свій період найбільшої продуктивності, але інколи встати зранку не завадить, щоб перевірити пункт Джеффа Гоінса на своєму прикладі

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Особисто для мене, так як я яскраво виражена сова, це дуже тяжко. Але в цьому є смисл. В ті рідкі дні, коли я вставав раніше, справді вдававося зробити немало корисного.
      Насправді, наскільки я розумію, не так важливо, коли залишатися на самоті зі своєю пристрастю, раннього ранку чи пізної ночі, важливо дійсно бути на самоті. Я, наприклад, коли писав тексти на спортсайти, майже завжди працював вночі. Але не можу сказати, що продуктивність була просто супер. Вона була нормальною, що і не дивно, адже удень я теж не байдики бив. Тому ранок - це аналог фрази з книг про гроші "заплати спочатку собі", а потім можеш і на роботі попрацювати)

      Удалить
    2. До речі, усім рекомендую прочитати текст Джеффа про "притормозить" http://www.relevantmagazine.com/life/whole-life/5-ways-slow-down-2013

      Удалить