среда, 3 июля 2013 г.

Временная среда: как сделать чтение эффективным?

Не так давно мы попытались найти время на чтение (тыц). Тема сегодняшнего поста: как читать эффективнее, как получать наибольшую пользу от чтения?
Чтобы вы не представляли меня бездушным роботом, который воспринимает книгу только в виде килобайтов информации, скажу, что мне нравиться не только результат, а и сам процесс. Вы будете смеяться, но когда шутники из Google «внедрили» приложение «Нос» 1-го апреля, первым делом я ввел в поисковик словосочетания «бумажные страницы», мечтая почуять их запах. Я люблю этот запах. Я люблю переворачивать страницу за страницей, чувствовать текст кончиками пальцев, водить по строчкам глазами, перечитывать трогательные моменты, вживаться в мир книги. Но, с другой стороны, я люблю получать результат от чтения. Я получаю особое удовольствие, когда полученная информация помогает оптимизировать какай-то процесс, решить проблему или избавиться от плохой привычки. Поэтому я ценю не только процесс чтения, но и его результат.

Как же увеличить свой КПД?


Разработайте ритуал. Перед тем, как начать читать, я просматриваю книгу. Зацениваю аннотацию, просматриваю содержание, бегло пролистываю ее от начала и до конца, иногда даже прочитывая особо заинтересовавшую главу, просматриваю биографию автора, если она есть. Это делается по двум причинам. Во-первых, при таком просмотре вы читаете «кончиками пальцев» (определение Умберто Эко), что позволяет быстрее и качественнее воспринимать информацию. Во-вторых, такой ритуал – сродни просмотру карты города, перед тем, как начать прогулку. Вы знаете, где вы находитесь, куда хотите пройти, и что увидите.

Используйте карандаш. Раньше считалось кощунством и вандализмом писать что-то в книге, делать заметки и, особенно, загибать страницы. Времена меняются, и сейчас я не сажусь за чтение без карандаша (если это моя книга; если чужая, под рукой блокнот, куда я записываю номера полезных страниц и абзацов). Я выделяю понравившиеся куски, пишу свои замечания или идеи, спорю с автором. Это очень полезная привычка. Записывая что-то (или даже подчеркивая), вы лучше его запоминаете, потому что в этот момент включается не только зрительная память, но и тактильная. Кроме того, визуальное выделение поможет найти самые главные места при повторном просмотре книги. Некоторые разрабатывают для себя целую систему «карандашинга», используя для разных целей фломастеры, карандаши, ручки, обозначая отдельные куски текста специальными символами (например, вот этот – очень важный, вот этот – нужен для дальнейшего исследования, а вот этот кусок достойный цитирования). Система может быть у каждого своя, и каких-то законов здесь нет. Скажу больше: я не вижу взаимозависимости между сложностью системы и эффективностью чтения. Просто возьмите в руки карандаш, он сам все сделает.

Пересматривайте книгу после чтения. Я пересматриваю книги не сразу после прочтения. Возможно, это неправильно, но мой принцип таков: я даю информации повариться в голове. Кроме того, я всегда с нетерпением ожидаю встречи со следующей книгой, поэтому сразу после прочтения одной занят изучением новой. Поэтому я просматриваю прочтенную книгу, когда готовлю рецензию в блог. Сейчас вот накопилось много книг, ожидающих своей очереди.
Что представляет собой процесс пересмотра? Я ищу свои карандашные заметки, перепечатывая важную информацию в текстовый документ. Вся эта информация (с замечаниями, спорными вопросами, дополнениями) служит заправкой для будущей рецензии. Рецензия – это причесанный, структурированный вариант, всегда меньший по объему. После того, как рецензия готова, я спокоен о сохранении информации. И, когда, например, делаю презентацию, - перечитываю ревью на книгу Алексея Каптерева, когда рассматриваю цели – смотрю рецензию на «Бесцельную жизнь». При этом, советы, показавшиеся мне самыми важными, стараюсь или сразу внедрять в жизнь (для этого служат блокнот для фиксации идей (идея ведения взята с «Бесцельной жизни») или Бортовой журнал с «Кради, как художник»), или планировать их выполнение.

Поделитесь прочитанным. В дополнение вышесказанного. Статья в блоге – хороший способ к запоминанию книги, но не обязательно все усложнять. Расскажите о понравившемся куске, интересной мысли или главе своей жене, мужу, коллегам на работе – и то, чем вы поделитесь, запомниться вам лучше. Кроме того, возможны жаркие дебаты или важные дополнения от вашего собеседника, что позволит взглянуть на мысль с другой стороны.

Дайте почитать книгу другу. Это более крутой вариант предыдущего пункта. С другом можно обсудить содержание книги – это всяко лучше, чем спорить с троллями в интернет-сообществах.

Внедряя эти советы, не забывайте о любить чтение, потому что без этого не поможет никакой карандаш. Вот послушайте Умберто Эко, поющего оду бумажным книгам:

«Они созданы для того, чтобы их брали в руки в кровати, или в лодочке, или вообще там, где нету электрической розетки, или там и тогда, когда разряжен аккумулятор, чтобы в них подчеркивали, оставляли пометки и закладки, позволяли им соскальзывать на землю и оставляли открытыми на груди или на коленях, когда сморит сон, таскали в кармане, тискали, чтобы они приобретали свое лицо в зависимости от того, как долго и часто мы их читаем, напоминали нам (своим слишком свежим видом), что их еще не читали, чтобы их можно было изучать, держа голову, как нам удобно, а не держа ее неподвижно перед экраном компьютера – чрезвычайно удобного во всех отношениях, кроме шейного».

А вы как читаете книги? По принципу "прочитал и забыл"? После скольких страниц засыпаете? Обладаете фотопамятью?
Делитесь своими советами в комментариях.

Довесок:

Как читать обучающие книги от Майкла Хайята.


Советы о том, как запоминать идеи из книг. 


Подход к чтению Армена Петросяна. 


Еще один подход к чтению. Точнее, много подходов. 

2 комментария:

  1. Отличный пост, прочла с удовольствием.
    Во-первых, сразу заметила, что в блоге появился еще один читатель. Значит не зря я делаю еженедельные обзоры блогов, значит кто-то через это находит себе интересные страницы. Приятно.

    Что касается чтения, фотопамять у меня есть, но преимущественно на учебную литературу: могу открыть книгу, изучаемую несколько лет назад, и точно скажу, на левой или правой странице находится картинка, ее выравнивание и что изображено.

    Прочитанные книги помню долго, но если мне неинтересно содержание, то могу бросить, не дочитав. Заснуть могу, если только "учитаюсь" интересной книгой до поздней ночи :)

    Ну и, конечно, есть у меня такие книги, которые могу открыть на любой странице и читать, помня, что будет, притом не теряя интереса (имею в виду любимые с детства книги).

    ОтветитьУдалить
  2. Дмитро Яцук5 июля 2013 г. в 08:44

    Повезло с фотопамятью:)

    У меня мозг устроен так, что он все то, что ему кажется неважным, забывает напрочь. Прочитав большую книгу, я могу запомнить парочку предложений, да и то, потому что они были с чем-то связанны (например, в книге описывали историю с мороженным, а я в то время мороженное ел). Поэтому моему мозгу иногда нужно давать подсказки, говоря, что это важно (подчеркивая, записывая), так что я не жалуюсь.

    ОтветитьУдалить