понедельник, 21 октября 2013 г.

Так кто у нас лучшее издательство? Встреча Михаила Иванова с читателями

Меня атаковали с двух сторон. 

RSS-ридер поймал статью блога издательства МИФ, а на почту пришла рассылка от Kniga.biz.ua. В Киев приезжает Михаил Иванов - главный редактор и генеральный директор сильнейшего издательства деловой литературы на пост-советском пространстве. Встречу организовал Kniga.biz.ua в субботу, платить ничего не надо- грех было не пойти.
МИФ - мое любимое издательство, а Михаил - если верить его интервью и блогу - интересный и приятный человек.
Подумано - сделано. Я еще и жену сагитировал на это дело. 

Ожидая начала встречи, половина людей углубились в чтение. Что примечательно: читали кто с телефона, кто с планшета, кто с читалки, кто журнал просматривал - книг, нормальных, бумажных книг, не было ни у кого. Кто-то попивает кофе из термокружки, кто-то набрасывает майнд-мап, кто-то в блокноте фиксирует первые впечатления (а, это я) - видно, что аудитория специфическая.

И тут, кто бы мог подумать, встреча началась минута в минуту. К нам вышел модератор (Дмитрий Лаппо, главный идеолог Kniga.biz.ua ), рассказал о формате, и пригласил Михаила Иванова. Я хоть и видел фотографии Михаила в Интернете, но рисовал себе его не совсем таким. К нам вышел молодой, стильный парень, больше похожий на хипстера, а не СЕО сильнейшего издательства деловой литературы.

Михаил Иванов на встрече с читателями
Фотка отсюда

За два часа (я был только на половине мероприятия) Михаил рассказал и о книгах, и о деньгах, и об обучении, и о жизни в целом. 

О МИФе


Коротко о создании издательства можно почитать на их сайте (тут). Поразительно, как динамично развиваются эти парни. Входной билет в бизнес книгоиздания стоит очень дешево. За 15 тыс. долларов можно купить права,  перевести, издать тираж в 3000 экземпляров.
Примерно так и поступили в свое время Иванов, Фербер и Манн ("на карманные деньги", - говорит Михаил). И если Манна знают все, Иванов тоже публичная личность, то по поводу Фербера часто спрашивают, а живой ли это человек?


Ответ: Вполне. Это интроверт, который является совестью МИФа. Правда, сейчас он уже не акционер - продал акции внутри компании.
Вопрос: Правильно я понимаю, в настоящий момент у МИФа нет совести?


Твиттер издательства успокоил: совесть на месте. Фербер делает переводы (как заверили в Твиттере, отличные). Да, о переводах. Не в последнюю очередь именно из-за качества переводной деловой литературы и возникло издательство. 


Иванов: иногда я читал книгу на русском и не понимал о чем там написано. Во всяком случае, далеко не то, что в оригинале.
Михаил рассказал, что когда он с партнерами вышли на издательский рынок, начали решать проблемы по методу "чеши там, где чешется" (говоря языком Rework).  Хороший перевод, удобный дизайн (закладочка от МИФа - это уже легенда), красивая и правильная обложка. Первые обложки книг МИФу делали в  Студии Артемия Лебедева. Михаил вспомнил разговор с Темой, когда они обсуждали дизайн обложки одной из книг Манна. На ней был изображен Игорь собственной персоной и лестница, которая вела от его бедра к шее. Смысл визуального посыла прокомментировал Лебедев: эта книга расскажет читателям как добраться от бедра к шее Манна.


Вначале МИФ издавало по книге в месяц, обращая внимания только на деловую литературу. Рост заметен: в этом году выйдет больше 200-от книг, тематика расширилась (сейчас это еще и детские, книги о спорте, здоровье - при этом не только в бумажном формате, а и в аудио, и в цифровом). На счет последнего. Пару месяцев назад МИФ разработало приложение для iOs, с помощью которого можно прочитать бесплатно около 15% книги и купить за деньги остальную часть. Тема электронных книг очень сильно интересовала как аудиторию, так и самого Михаила. В США уже сейчас 20-40% (процент разный у каждого издательства) продаж книг приходятся на электронные. В МИФе этот показатель равняется 7% - тоже неплохо.  В будущем в издательстве хотят организовать продажу цифровых книг через свой сайт, чтобы иметь информацию о клиентах (приложение для iPhone, понятное дело, не дает нужного фидбека).

Рост компании осуществлялся как за счет внутренних резервов, так и за счет поглощения других издательств. За время существования МИФ купило Стокгольмскую школу экономики, Альпину бизнес бук (есть еще Альпина Паблишер - главный конкурент), и часть Эксмо. Задавали вопрос о покупках, и Михаил подробно рассказывал, как проходит этот процесс. Но в этом рассказе было очень много бухгалтерских терминов - я его не запомнил. Вот что я не забыл, так это то, что при покупке активов очень маленький процент людей переходят из старой компании в новую. Наверное, это связанно с боязнью людей к переменам. Разная корпоративная культура, разные подходы к работе. Из 25-ти человек одной из купленных компаний только одна сотрудница перешла работать в новую команду.


У МИФа интересный подход к организации рабочего процесса. Большинство сотрудников работает удаленно (от Тенерифе до Челябинска, - заявляют в издательстве), есть небольшой офис в Москве, где постоянно присутствует бухгалтерия, есть две комнаты для переговоров, два оупен-спейса, где любой сотрудник может зайти поработать: садись, где душе угодно.


Необычна у издательства и модель дистрибуции книг. МИФ считает себя владельцем аудитории, для них иметь качественную платформу не менее важно, чем продукт. Основная задача, кроме как выпустить книгу - сообщить аудитории о том, что эта книга вышла, можете покупать. Магазины же, это просто пункт обмена книг на деньги. В свое время в издательстве посчитали, что иметь свою систему дистрибуции не выгодно, поэтому пошли путем создания партнерских программ. 

 
Вообще стоит сказать, что МИФ правильно работает с клиентами. Около 30-40 книг издано по рекомендациям читателей (это взаимовыгодный процесс, читатели получают книги, издательство - идею), проводятся регулярные встречи с читателями, авторами, товароведами с книжных магазинов.


О жизни


Вопрос: откуда больше счастья приходит?
Ответ: Лукавый вопрос (парирование из зала: тут только такие и будут). Счастье приходит отовсюду: обучение сына, хорошо изданная книга, марафон, который пробежал.


Понравилась история с переездом. Когда Михаил с женой и детьми переехал из центра Москвы в более зеленое место, там не было детского сада, да и школы не было. Увидел проблему - сделай проект! Иванов с женой организовали детский клуб и школу. Сейчас это прибыльный бизнес. Прибыли скромные, но инвестиции окупились, капают какие-то денежки, а детям есть где учиться.

 
Михаил рассказывал, как он учился на МВА в Испании. За два года учебы потратил около 100 тысяч долларов. Говорит, что получил огромное удовольствие от обучения. Я думаю: Барселона, умные люди вокруг, утоленная ностальгия за славными университетскими временами.


О карме


Был очень смешной вопрос из зала о издании одной из ста тысяч книг Парабеллума. Парабеллум - это аналог Дарьи Донцовой в мире деловой литературы, который штампует книги в невероятных количествах. Это, конечно же, вызывает справедливые вопросы о их качестве, глубине переживаний автора при написании, да и о самом авторстве тоже. Но, тем не мене, МИФ одну такую книгу издал. По этому поводу Иванов пошутил, что сейчас они издают много книг, коммерческий успех которых очень сомнительный, но ценность для общества большая, чтобы вернуть позитива в карму, нарушенную изданием Парабеллума.


О спорте


В Киев Михаил приехал, чтобы пробежать полу марафон. Рассказывал, что спорт для него - идеальный переключатель. Когда бежишь, плывешь или едешь на велосипеде, не думаешь о проектах или клиентах - просто отдыхаешь. По-своему, конечно, но отдыхаешь.


Если не ошибаюсь, то на тренировки Михаил тратит около 14 часов в неделю. Занимается с иностранным тренером. Сначала это был коуч из США, сейчас из Голландии. Забавно, но именно спорт Иванов планирует в первую очередь (как точно прогнозируемое занятия), а затем деловую жизнь. 


О деньгах


На сладкое некоторые цифры из интервью Иванова. "Наша выручка в 2012 году составила чуть меньше 250 миллионов рублей без НДС. В 2013-м мы планируем 24-процентный рост до 307 миллионов. При этом мы одно из самых эффективных издательств с точки зрения показателя Profit Margin, который мы не раскрываем. Мы сохраняем эффективность при росте объема продаж".

На этой позитивной ноте и закончим:)

А, нет, не закончим. Я хотел задать несколько вопросов, но не успел. Если кто вдруг из издательства или читателей знает, не стесняйтесь отвечать:


1. Как у МИФа обстоят дела с позицией книжного скаута после ухода Сергея Короля?


2. Во время встречи обсуждали успех книги Дмитрия Чернышева "Как люди думают". Вопрос: как повлияло на продажи то, что Дмитрий на какое-то время выложил электронный вариант книги в свободный доступ?


3. Не очень скромный вопрос. Насколько я понимаю, книга Глеба Архангельского "Тайм-драйв" - одна из самых продаваемых. Почему сейчас Глеб издается в "Альпине"?

Комментариев нет:

Отправить комментарий