воскресенье, 17 марта 2013 г.

Сюжет. Почувствуйте себя Ариадной

Вообще-то, начать сюжет нужно еще до того, как вы возьметесь за ручку.
Да, вы должны продумать основную линию событий и затем следовать ей. И еще вы должны придумать некий бекграунд – то, что будет предшествовать конфликту (это необязательно, но желательно). Например, в «Войне конца света» Варгас-Льоса вначале дает портрет главного героя романа и приступает к его жизнеописанию. Немного позже начинает засеивать зерна ключевого конфликта.  В фильме «Слишком громко и запредельно близко» показывают дружбу папы и сына, привязанность малого к отцу и некоторую отдаленность мамы от их двоих. Это впоследствии объясняет маниакальную идею мальчика найти смысл в истории со смертью папы. Такие вступления нужны для того, чтобы объяснить какие-то важные нюансы, познакомить читателя с персонажем (он может проникнуться к нему сочувствием или злобой), завязать роман. А к моменту начала основных событий обстановка достигнет необходимого накала.

План-график. Я не шучу

Для того, чтобы контролировать развитие сюжета, вам может понадобиться план. Да, вы все правильно поняли – план, схема, чертеж. Далеко не все писатели делают его. Причина, я думаю, в том, что никакому творческому человеку не хочется признаваться в таких вещах, как просиживание над Диаграмой Ганта). Стивен Кинг утверждает, что он кидает персонажи в трудную ситуацию и смотрит, как они выпутаются из нее. Он не продумывает сюжет, и даже если какие-то задумки есть, они могут меняться. Да, никто и не говорил, что плану нужно следовать беспрекословно. Нет, это ваша подсказка, облегчающая жизнь. Пошаговый план — ориентир, а не смирительная рубашка.
Когда вы работаете над планом романа, нужно продумать не только события, о которых пойдет речь, но и этапы развития персонажа. Для того чтобы конфликт набирал обороты, персонаж должен развиваться, меняться от этапа к этапу, от одной крайности к другой.

Особых формальных правил составления пошагового плана не существует. Некоторые писатели разрабатывают его детально, некоторые обходятся набросками. Решать автору. Пошаговый план нужен для того, чтобы отслеживать причинно-следственную связь событий А—В—С—D—E—F и т. д., а также наблюдать за ростом и развитием персонажей.

Давайте подумаем, как мог выглядеть пошаговый план Джоан Роулинг. Вначале она увидела образ парня со шрамом на лбу и с волшебной палочкой в руках, и подумала что-то вроде «а что, если пацан-волшебник будет противостоять самому большому злу, которое только есть в мире?» Идея готова.

Приступая к разработке сюжета в голове у Джоан, скорее всего, крутились какие-то сцены, зрели те или иные сюжетные линии, может быть, она даже представляла концовку.

После проработки биографий персонажей, она села за составление плана, который мог выглядеть следующим образом.

А. Мальчик живет в ужасных условиях в родственников, которые его не любят. Появляются первые признаки магии. Гарри не догадывается, откуда у него все это – он маленький ребенок, слабый и беззащитный.
Б. Гарри отправляется в школу магии. О нем (и его прошлом – нужно, кстати, хорошо продумать прошлое) знают все вокруг. Кроме самого Гарри. Гарри заметно вырастает (как маг), находит друзей, заводит врагов.
В. Появляется негативный персонаж. Пусть он будет замаскирован под образ хорошего учителя (о, супер, у него должна быть какая-то маска или ТЮРБАН), - в конце книги это может показаться крутым символом.

И так далее. Я не уверен, что у Джоан был план и уверен, что он кардинально отличался от того, что я привел выше, но он мог быть. И он бы помог выстроить сюжет.

Кульминация. Жирная точка в романе

Роман должен заканчиваться кульминацией. Как и в анекдоте, в художественном произведении ключ ко всему — кульминационный момент. Роман, как и анекдот, может быть сложным, интересным, увлекательным, но при отсутствии кульминации-развязки он теряет всякий смысл.

Секреты потрясающей кульминации.

1. Найдите какой-нибудь неожиданный ход.  Скрудж в «Рождественкой песне» видит собственную смерть, свой могильный камень. Кажется, все кончено. Неожиданный ход: он видел не то, что будет, а то, что возможно произойдет. Он просыпается рождественским утром с намерением полностью изменить свою жизнь и, соответственно, ее окончание — он спасен.

2. Играйте на чувствах.  Люди читают книги, чтобы испытывать то, что чувствуют персонажи. Люди хотят вместе с ними смеяться, плакать, страдать. Если вы писатель, ваша главная задача — заставить читателя сопереживать. Накал страстей в драматическом произведении постоянно растет и достигает своего пика в момент кульминации. Талантливый писатель может отправить кульминацией в нокаут. Понимание того, что герой Леонардо Ди Каприо в фильме «Остров проклятых» не федеральный маршал, а пациент псих-больницы, убивший свою жену, повергает в глубочайший шок. Это мощнейшая кульминация.

3. Пусть свершится художественная справедливость. Художественная справедливость — это наказание, соответствующее тяжести преступления, или награда, по достоинству оценивающая добродетель. Наказание соответствует преступлению, а воздающая по заслугам длань (судьба? случай? Бог?) невидима. В фильме «Джанго освобожденный» главный герой освобождается от рабства и убивает всех своих врагов, которые, без сомнения, заслуживают Возмездия.

4. Найдите новые черты характера у персонажей. В «Войне конце света» кульминацией выступает крушение надежд мятежников и захват их лагеря. Но также кульминацией становиться то, что Блаженненький, который всю книгу казался нам мучеником, оказывается Иудой, а Джоана «Сатану» Апостола забирают на небо ангелы.

Благодаря кульминации-развязке произведение должно восприниматься как единое целое. Не забывайте: кульминация должна оставлять у читателя чувство, что история рассказана полностью.  Кульминация — это мишень, а сюжет — стрела, летящая к ней. Сюжет — это голод, кульминация — насыщение. Напряжение в сюжете по мере его усложнения нарастает и достигает точки, в которой наконец разрешается ключевой конфликт. Персонажи перенесли испытания, их трепала жизнь, они были наказаны. В результате они прошли определенные этапы развития. Когда напряжение нарастает, усиливается и давление на персонажи, достигая наконец «критической точки». Эта точка и есть кульминация.

Другие эпизоды сериала:





Комментариев нет:

Отправить комментарий