пятница, 22 марта 2013 г.

The End. Перед тем, как перевернуть последнюю страницу


Кто такой писатель? Это, всего лишь, человек, который пишет. 

Но для того, чтобы стать писателем, недостаточно прочитать пару книг по сочинительству и засесть за ноутбук. Нужно еще одно условие: всем сердцем хотеть быть писателем. Без этого желания — вы дилетант, и даже не пытайтесь браться за перо. Не тратьте на это время. Ни образование, ни талант, ни умение печатать слепым методом – все это не так важно. Главное, вас должно переполнять жгучее желание стать писателем. Это желание компенсирует остальные недостатки: недостаток таланта, недостаток образования (это дело наживное), и даже неумение печатать с закрытыми глазами. Это желание заставит написать книгу, а в один день вы напишите пару последних слов и перевернете последнюю страницу.

В этот момент можно заварить кофе, выкурить сигару, выпить бокальчик белого или завалиться спать – в общем, сделать то, что вы делаете после радостного окончания большой работы. Но не забывайте: вы закончили часть роботы, но не весь роман. Начинается правка, переписывание и перечитывание, корректирование, снова переписывание, и так почти до бесконечности

Даже если вы доживете до того дня, когда в руках появляется красная ручка, с остервенением вычеркивающая десять процентов текста, знайте – по пути вам придется нелегко. Есть четыре главные причины, приводящие к творческому тупику (избегайте их, и писать будет намного проще):

  • незнание собственных персонажей.
  • попытка писать и править одновременно.
  • страх неудачи.
  • боязнь успеха.


Что нужно сделать после того как первый вариант романа готов?


  1. Первый вопрос, который вы должны себе задать: доказана ли идея произведения. Допустим, идея вашего романа: жадность приводит к счастью. Перечитайте свою работу, а вдруг вы обнаружите, что к частью приводит что-нибудь еще. Например, удача. Если так и есть, вам надо внести исправления в рукопись, чтобы содержание соответствовало идее. Если доказать ее не получилось, загляните в пошаговый план, пройдитесь по событиям в сюжете и подумайте, какие изменения требуется внести, чтобы доказать идею.
  2. Задумайтесь, удалось ли затронуть чувства читателей. Сможет ли читатель отождествить себя с персонажем? Будет ли его жалеть, сочувствовать ему?
  3. Персонажи контрастны? Они действуют на пределе возможностей? Они выдерживают тест на правдоподобие во всех эпизодах? Они надежно заперты в тигле конфликта? У них есть доминирующие страсти? Они тверды и решительны? Вы случайно не создали стереотипные персонажи?
  4. Главные герои должны расти от крайности до крайности
  5. Все ли конфликты в романе развиваются планомерно? Во всех ли конфликтах присутствует развязка? Возникнет ли у читателя ощущение законченности романа?
  6. Правильно ли выбран момент начала повествования? Может, вы начали издалека, и, пока обстановка накалится, проходит слишком много времени? Или вы начали слишком резко, и, толком не познакомив читателя с персонажами, сразу бросаете их в горнило развивающегося конфликта?
  7. Есть ли связь между событиями? Может ли читатель отследить последовательность событий А-Б-В-Г?
  8. Есть ли в кульминации элемент неожиданности? Будят ли кульминация и развязка в душе читателя сильные чувства?
  9. Есть ли в романе ирония или идеальная справедливость? Если нет, могут ли они появиться?
  10. Заметна ли многогранность характера главных персонажей? Меняется ли у героев эмоциональное состояние? Удалось ли вам полностью раскрыть образы главных героев?
  11. Есть ли в романе эпизоды, которые могут вызвать у читателя разочарование? Если да, их надо выкинуть.
  12. Правильно ли выбран тон повествования. Он не раздражает? Может, он поучительный? Не имеет ли смысл выбрать другую форму повествования?
  13. Вы прибегали к ретроспекции? Так ли она нужна?
  14. Вы не упустили важных конфликтов? Вы полностью описали все значительные события?
  15. Пройдитесь по каждому эпизоду. Везде ли присутствует развивающийся конфликт? Взволнует ли он читателя до глубины души? Если эпизод с конфликтом можно выкинуть без особого вреда для романа – выкидывайте.
  16. Прочитайте все диалоги, обращая внимание на каждую реплику. Каждая ли реплика способствует дальнейшему развитию сюжета? Проясняет ли она образ персонажа? Она красочная? Оригинальная? Может ли персонаж сказать что-нибудь поумнее?
  17. Удалось ли в повествовательных эпизодах использовать всю палитру ощущений (слух, зрения, вкус, обоняние, осязание)? Вы не забыли о внутреннем мире и юморе? Достаточно ли деталей? Не много ли общих фраз? Роман написан убедительно или он слабый и скучный?
В завершение

Вы можете назвать меня кайфоломом, но в литературном творчестве намного меньше романтики и шарма, чем об этом рассказывают. Большинство писателей, излучающие крутость в интервью, в жизни – спокойные, заурядные люди. Всю свою крутость, весь свой азарт и задор они выплескивают на страницы своих произведений. Писатели – очень дисциплинированный народ.  Они пишут и правят, страшась до безумия, что, когда роман выйдет в свет, читатели сочтут его глупым, банальным или скучным. Они жертвуют временем, которое обычно проводили с друзьями и близкими. Они не сидят целый день возле телевизора, не болтают три часа кряду по телефону, вряд ли играют в гольф – они пишут! Они пишут в одиночестве, борются с сомнениями. Они знают хорошие дни, когда бумага горит от скорости письма, но знают и плохие – когда на мониторе не появляется ни одного слова. Порой, они перечитывают созданное и отправляются в магазин за мылом и веревкой – им кажется, что дрессированная собака могла бы написать лучше.

Cочинительство — как наркомания, оно забирает у вас все, но если вам вам хочется попробовать - хватайтесь за это желание. Потому что оно того стоит.

Вопрос. Цикл о том, как написать гениальный роман, завершился. Были ли вам полезны эти эпизоды? Что понравилось, а что нет (интересует любое - хорошее или плохое - честное мнение)? Появилось ли у вас желание взяться за ручку? Не стесняйтесь сказать об этом в комментариях.

Другие эпизоды сериала:






4 комментария:

  1. для писательства нужна вера и тщеславие. первая затем, чтобы не прекращать начатое дело, второе для подкрепления веры в начатое дело)) еще есть элемент собственного удовольствия от процесса - тоже важный фактор, но без первых двух не имеет особого веса

    ОтветитьУдалить
  2. Если бы только вера и тщеславие нужно было - мир уже забыл бы о Стивене Кинге) Нужно еще адское терпение, ну и таланта чуток не помешает

    ОтветитьУдалить
  3. это все уже подразумевалось. я написал то, что нужно поверх стандартных качеств

    ОтветитьУдалить
  4. а, понятненько)

    ОтветитьУдалить