Кто
такой писатель? Это, всего лишь, человек, который пишет.
Но для того, чтобы
стать писателем, недостаточно прочитать пару книг по сочинительству и засесть
за ноутбук. Нужно еще одно условие: всем сердцем хотеть быть писателем. Без
этого желания — вы дилетант, и даже не пытайтесь браться за перо. Не тратьте на
это время. Ни образование, ни талант, ни умение печатать слепым методом – все
это не так важно. Главное, вас должно переполнять жгучее желание стать
писателем. Это желание компенсирует остальные недостатки: недостаток таланта,
недостаток образования (это дело наживное), и даже неумение печатать с
закрытыми глазами. Это желание заставит написать книгу, а в один день вы напишите
пару последних слов и перевернете последнюю страницу.
В этот
момент можно заварить кофе, выкурить сигару, выпить бокальчик белого или
завалиться спать – в общем, сделать то, что вы делаете после радостного
окончания большой работы. Но не забывайте: вы закончили часть роботы, но не весь роман.
Начинается правка, переписывание и перечитывание, корректирование, снова
переписывание, и так почти до бесконечности…
Даже если
вы доживете до того дня, когда в руках появляется красная ручка, с
остервенением вычеркивающая десять процентов текста, знайте – по пути вам придется
нелегко. Есть четыре главные причины, приводящие к творческому тупику
(избегайте их, и писать будет намного проще):
- незнание собственных персонажей.
- попытка писать и править одновременно.
- страх неудачи.
- боязнь успеха.
- Первый вопрос, который вы должны себе задать: доказана ли идея произведения. Допустим, идея вашего романа: жадность приводит к счастью. Перечитайте свою работу, а вдруг вы обнаружите, что к частью приводит что-нибудь еще. Например, удача. Если так и есть, вам надо внести исправления в рукопись, чтобы содержание соответствовало идее. Если доказать ее не получилось, загляните в пошаговый план, пройдитесь по событиям в сюжете и подумайте, какие изменения требуется внести, чтобы доказать идею.
- Задумайтесь, удалось ли затронуть чувства читателей. Сможет ли читатель отождествить себя с персонажем? Будет ли его жалеть, сочувствовать ему?
- Персонажи контрастны? Они действуют на пределе возможностей? Они выдерживают тест на правдоподобие во всех эпизодах? Они надежно заперты в тигле конфликта? У них есть доминирующие страсти? Они тверды и решительны? Вы случайно не создали стереотипные персонажи?
- Главные герои должны расти от крайности до крайности
- Все ли конфликты в романе развиваются планомерно? Во всех ли конфликтах присутствует развязка? Возникнет ли у читателя ощущение законченности романа?
- Правильно ли выбран момент начала повествования? Может, вы начали издалека, и, пока обстановка накалится, проходит слишком много времени? Или вы начали слишком резко, и, толком не познакомив читателя с персонажами, сразу бросаете их в горнило развивающегося конфликта?
- Есть ли связь между событиями? Может ли читатель отследить последовательность событий А-Б-В-Г?
- Есть ли в кульминации элемент неожиданности? Будят ли кульминация и развязка в душе читателя сильные чувства?
- Есть ли в романе ирония или идеальная справедливость? Если нет, могут ли они появиться?
- Заметна ли многогранность характера главных персонажей? Меняется ли у героев эмоциональное состояние? Удалось ли вам полностью раскрыть образы главных героев?
- Есть ли в романе эпизоды, которые могут вызвать у читателя разочарование? Если да, их надо выкинуть.
- Правильно ли выбран тон повествования. Он не раздражает? Может, он поучительный? Не имеет ли смысл выбрать другую форму повествования?
- Вы прибегали к ретроспекции? Так ли она нужна?
- Вы не упустили важных конфликтов? Вы полностью описали все значительные события?
- Пройдитесь по каждому эпизоду. Везде ли присутствует развивающийся конфликт? Взволнует ли он читателя до глубины души? Если эпизод с конфликтом можно выкинуть без особого вреда для романа – выкидывайте.
- Прочитайте все диалоги, обращая внимание на каждую реплику. Каждая ли реплика способствует дальнейшему развитию сюжета? Проясняет ли она образ персонажа? Она красочная? Оригинальная? Может ли персонаж сказать что-нибудь поумнее?
- Удалось ли в повествовательных эпизодах использовать всю палитру ощущений (слух, зрения, вкус, обоняние, осязание)? Вы не забыли о внутреннем мире и юморе? Достаточно ли деталей? Не много ли общих фраз? Роман написан убедительно или он слабый и скучный?
В
завершение
Вы
можете назвать меня кайфоломом, но в литературном творчестве намного меньше
романтики и шарма, чем об этом рассказывают. Большинство писателей, излучающие
крутость в интервью, в жизни – спокойные, заурядные люди. Всю свою крутость,
весь свой азарт и задор они выплескивают на страницы своих произведений.
Писатели – очень дисциплинированный народ.
Они пишут и правят, страшась до безумия, что, когда роман выйдет в свет,
читатели сочтут его глупым, банальным или скучным. Они жертвуют временем,
которое обычно проводили с друзьями и близкими. Они не сидят целый день возле
телевизора, не болтают три часа кряду по телефону, вряд ли играют в гольф – они
пишут! Они пишут в одиночестве, борются с сомнениями. Они знают хорошие дни,
когда бумага горит от скорости письма, но знают и плохие – когда на мониторе не
появляется ни одного слова. Порой, они перечитывают созданное и отправляются в
магазин за мылом и веревкой – им кажется, что дрессированная собака могла бы
написать лучше.
Cочинительство — как наркомания, оно забирает у вас все, но если вам вам хочется попробовать - хватайтесь за это желание. Потому что оно того стоит.
Вопрос. Цикл о том, как написать гениальный роман, завершился. Были ли вам полезны эти эпизоды? Что понравилось, а что нет (интересует любое - хорошее или плохое - честное мнение)? Появилось ли у вас желание взяться за ручку? Не стесняйтесь сказать об этом в комментариях.
Другие эпизоды сериала:
Другие эпизоды сериала:
Эпизод 2. Как узнать правду с помощью конфликта?
Эпизод 3. Чертик из табакерки:откуда берутся идеи.
Эпизод 4. Сюжет. Почувствуйте себя Ариадной.
для писательства нужна вера и тщеславие. первая затем, чтобы не прекращать начатое дело, второе для подкрепления веры в начатое дело)) еще есть элемент собственного удовольствия от процесса - тоже важный фактор, но без первых двух не имеет особого веса
ОтветитьУдалитьЕсли бы только вера и тщеславие нужно было - мир уже забыл бы о Стивене Кинге) Нужно еще адское терпение, ну и таланта чуток не помешает
ОтветитьУдалитьэто все уже подразумевалось. я написал то, что нужно поверх стандартных качеств
ОтветитьУдалитьа, понятненько)
ОтветитьУдалить