вторник, 5 марта 2013 г.

Кто такой «Человек вымышленный» и как его создать

Основное правило таково: персонаж романа должен отличаться от нас, людей из плоти и крови.
Если у вас есть прототип в реальной жизни, нельзя вот просто так взять, и перенести его на страницы романа. Вы можете взять его образ за основу, но над ним нужно еще поработать. Персонаж должен быть сверхчеловеком (в хорошем или плохом смысле), он должен отличаться от тех двуногих из плоти и крови, кто ходит по улицам, не оплачивает в трамвае проезд, и в пять вечера каждого буднего дня (кроме пятницы) говорит коллегам «до завтра». Он должен быть Особенным, а то и Единственным. Почему так? Потому что читатель видит не так уж мало обычных людей в своей жизни, и для этого ему не нужно покупать книгу и читать ее. Для того, чтобы зацепить читателя, необходимо, чтобы человек вымышленный был красивее или безобразнее, подлее или благороднее, злее или великодушнее настоящего человека, живущего в реальном мире.

«У человека вымышленного страсть горячее, а ярость холоднее, он больше путешествует, больше дерется, чаще влюбляется, он чаще меняется и сексом занимается чаще. Гораздо чаще. Человек вымышленный превосходит человека разумного во всем. Даже если персонаж простоват, скучен и зануден, в своей простоте, скуке и занудстве человек вымышленный даст своему двойнику из реального мира сто очков вперед».

Как сделать такого персонажа? Единственным путем: подойдя к делу основательно. Персонаж необходимо подготовить. Как индейку. Сначала вы ее моете, чистите, убираете лишнее, смазываете ароматными маслами, фаршируете, помещаете в рулет, и отправляете в духовку. Непосредственно написание романа – это процесс, когда индейка в духовке. Все пишется само, нужно лишь периодически поглядывать. После того, как все готово, остается придать блюду лоск, убрать все лишнее и украсить. Но все предварительные операции должны быть выполнены до того, как вы поворачиваете вентиль газа! В противном случае вы напишите вверху страницы Word «Глава I», и на этом все закончиться.

Биография

Для начала, вашему персонажу нужна биография. «Для большинства писателей, и, вне всякого сомнения, для всех начинающих писателей, создание биографий персонажей является первым обязательным предварительным шагом».

Персонажей, готовя их биографию, делают «трехгранными», выделяя следующие грани:

Физиологическая. Рост, вес, возраст, пол, состояние здоровья.

Социологическую. Где он вырос? В какую школу ходил? Какие вероисповедания и предпочтения? Как его воспитывали? Много ли ему позволяли в детстве?

Психологическая. Это сфера фобий и маний, комплексов, страхов, страстей, фантазий, чувства вины и т.д. Психологическая грань включает интеллект, привычки, эмоции, таланты, различные склонности, уверенность в себе, способность делать умозаключения и т.д.

Помня об этих гранях, вам надо описать своих персонажей. В первую очередь для себя. Описание персонажей базируется на двух китах – ломке стереотипов и гармоничности.

Стереотипы. «Стереотипными персонажами называются герои, которые слишком хорошо узнаваемы: распутница с золотым сердцем; шериф-садист из южного штата, растягивающий слова; частный детектив, суровый снаружи, но добрый и нежный внутри. Включите телевизор, и вы найдете стереотипные персонажи в любом сериале». В «Операция Арго», например, таких персонажей хватает; практически любой «русский» в голливудских фильмах – жутко стереотипный тип. Стереотипные персонажи раздражают. Они, как и заурядные люди, повсюду, поэтому надоели всем до смерти.

Но «ломать стереотип допустимо только в том случае, если эта ломка оправдана. Не надо ломать стереотип просто ради того, чтобы удивить или шокировать читателя.

Гармоничность. «Человек вымышленный может быть сложным, изменчивым, даже загадочным, но он всегда должен быть понятен читателю. Если он вдруг станет непонятен, читатель просто закроет книгу, и на этом все закончится». Действия персонажа должны быть правдоподобными в той или иной ситуации. Если у вас в романе присутствует «честный малый», помогающий переходить дорогу бабушкам, то он не должен воровать сигареты с прилавков (если только вы не показываете двуличного типа)!

Сеанс психоанализа

У вас появился мираж персонажа: вы уже представляете его лик, знаете его походку, как он сплевывает (если сплевывает), его плохие и хорошие привычки, его страхи, знаете, где он работает. Да вы почти все о нем знаете. Только не всегда знаете «почему». У вас есть в голове образ парня с постоянной трехдневной щетиной, работающего в офисе страховой. Еще он любит кофе, футбол и каждый вечер наведывает в какой-то гараж возле леса. Что он там делает?  Бог знает, надо это выяснить. Почему он не бреется – в офисе наверняка есть что-то вроде фейс-контроля? Это тоже неплохо уточнить.
Сейчас вам нужно немного психоанализа. Усадите вашего героя в кресло и задавайте ему вопросы. Разные. Почему ты выбрал эту работу, ты ведь ненавидишь офисный планктон? А ты, случаем, не за регионалов? «Реал» или «Барселона»? Почему у тебя такие белые зубы, ты ведь пьешь много кофе?
Все эти «почему» вам должны помочь, когда персонаж будет блуждать по страницам романа. Когда он будет принимать решения, говорить, совершать поступки – все это должно гармонизировать с его образом и событиями, раскручивающимися вокруг.
При этом не надо выгружать все, что вы знаете о персонаже. Вы сами выбираете, что рассказать, а что утаить. Так и рождаются ваши герои — которые, даже будучи очень яркими, не являются людьми в полном смысле слова.

Принцип «полной силы»

Поскольку это роман, ваш персонаж всегда должен действовать в «полную силу». Это не значит, что если на героя нападет стая преступников, то он уложит их всех голыми руками. Принцип «полной силы» требует, чтобы персонаж действовал не на абсолютном максимуме человеческих возможностей, а на абсолютном максимуме своего потенциала.
Ваш персонаж может быть тряпкой весом девяносто фунтов, но если он знает, чего хочет, и полностью выкладывается, чтобы добиться своего, - перед нами сильный персонаж.
Для того, чтобы показать силу персонажа, вам, скорее всего, придется ставить перед ним преграды. Только тогда герой сможет реализовать свои возможности и показать «полную силу». И когда перед персонажем возникает преграда, сделайте так, чтобы он не уходил от нее. Пусть он не даже не преодолеет ее с первого раза, но попытаться должен.
Герои, которые страшатся трудностей, уходят от конфликта, избегают борьбы, вам не нужны. Они статичны. Нужны динамичные, страстные персонажи, в которых бурлят чувства и эмоции: любовь, зависть, жадность, похоть, ненависть, злоба, страсть…

P.S. Чтобы не пропустить новые серии, становитесь постоянным читателем или подписывайтесь на паблик Вконтакте.

Другие эпизоды сериала:





Эпизод 5. The End. Перед тем, как перевернуть последнюю страницу. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий