воскресенье, 12 мая 2013 г.

Визуальное мышление. Как решать проблемы с помощью рисунков

Есть такие книги, рецензии на которые писать как-то и не с руки.
В хорошем смысле. Ну что здесь рецензировать, автор написал так, что ни одного слова лучше не пропускать. Надерганные цитаты, обобщения, выводы, отсебятные рецепты – все выглядит искусственно, не к месту. Это как забрать вишенку с торта, и подать ее на стол. Ниче так, но совсем не то, что на торте.
«Визуальное мышление» Дэна Роэма именно из таких книг.
Автор настолько хорош в своей теме, а тема настолько хороша сама по себе, что остается только листать страницу за страницей с открытым ртом и периодически набрасывать примитивные рисуночки на салфетку. Но я, пожалуй, рискну.

Тем, кто просматривает рецензии для того, чтобы определиться, читать книгу или нет, скажу кратко: читать.

Ее плюсы очевидны:

  • Множество примеров. По сути, книга основана на примерах, слегка разбавленных историями из жизни. Теории как таковой – капля, и та вынесена в отдельное приложение. 
  • Инновационная тема. Это не просто интересная или важная тема – это взрыв сверхновой. Об управлением временем, проектами и финансами, например, написано тысячи книг, а о визуально мышлении – еденицы. Почувствуйте разницу, что называется. 
  • Книга сдобрена забавными и, в то же время, полезными рисунками. Все они просты по исполнению, но сложны по смыслу, что окрыляет. «Я тоже могу так рисовать», - мысль, которая витает в воздухе во время чтения. 
  • Очень вдумчивая и логичная структура. Сначала разжевывается каждый пункт, потом все пункты собираются воедино на одном масштабном примере, а в самом конце в пару абзацев выжимается вся суть книги.


Для тех, кто хочет почитать полезную рецензию на полезную книгу, написан следующий кусок текста.

Один коллега когда-то сказал мне, что все сложное и непонятное в этом мире придумано по какой-то нехорошей причине, и наоборот – все простые инструменты – наиболее мощные и действенны. Вынеся за скобки некую однобокость такого суждения, признаем, что инструмент «визуальное мышление», описываемый в книге, очень простой. И невероятно мощный! Иногда при прочтении задаешь себе вопрос: да почему же я сам не додумался до такого, это ж элементарно! Но даже элементарные вещи подчиняются определенным правилам.

Автор завещает:

Визуальное мышление – это не талант, которым Господь наградил избранных, и не умение, приобретенное за долгие годы обучения и опыта.

Но что же такое визуальное мышление? Ответ зашит в названии. Это обдумывание или решение проблем с помощью визуальных образов (рисунков).

В предыдущем предложении важны три вещи: проблемы, рисунки и, собственно, сам процесс. В этих трех вещах и заключается суть визуального мышления. Всегда есть три элемента: проблема, рисунки и процесс.

Проблемы

Проблемы – это непонятная, тяжелая, запутанная ситуация, которую нужно решить. В любом деле: как в постройке атомного реактора, так и в увеличении посещаемости блога. Роэм, структурируя информацию, делит абсолютно все проблемы на свете на шесть категорий:

  1. Кто/Что (вещи, люди и их роли). 
  2. Сколько (количественная оценка и подсчет). 
  3. Когда (расписания, планы, графики). 
  4. Где (сочетаемость вещей, совместимость в работе). 
  5. Как (как вещи влияют друг на друга). 
  6. Почему/зачем (способность и возможность видеть картину в целом).
Например. Решая проблему посещаемости блога, мы заметим, что у нас есть «что» - блог. Есть также его реальная посещаемость и то число, к которому нужно стремиться («сколько»). Блог пополняется записями по определенному расписанию, также вводятся новые инструменты управления им, убираются старые. Посещаемость раньше менялась по конкретному графику («когда»). И так далее.

Рисунки

Рисунки – самый простой элемент этого паззла. 
Как руководство принимает решение.
Рукотворный вариант
Рисунки – это… это рисунки. Главное, что нужно знать о рисунках – это то, что рисовать их могут все. Даже если вам медведь на пальцы наступил (образно говоря), это не проблема. Если я правильно понял автора, смысл не только в том, чтобы визуально красиво изобразить проблему (это вовсе не обязательно), а размышлять в правильном направлении. Смысл в том, чтобы на одном из этапов стукнуть себя по голове и вскрикнуть что-то вроде «вон оно что, это ж так просто». Еще смысл в том, чтобы смотреть, видеть и воображать, а не рисовать. Рисование – это так, для упрощения жизни. Суть проблемы очень трудно сразу увидеть целиком, а рисунки помогают изучить различные аспекты дела (эти «кто», «где», «сколько»), иногда далеко не всегда явные и очевидные. Еще одна заповедь Роэма: любую проблему легче решить, если на картинке ее изобразить.

С рисованием разобрались – это легко, если не говорить себе, мол, я же криворукий, у меня не получиться. Гораздо важнее уметь не рисовать, а смотреть, видеть и воображать. И вот этим делам нужно учиться, их нужно развивать и тренировать.

Процесс визуально мышления. На старт, внимание, марш.

Все начинается с проблемы, с момента, когда вам хочется с чем-то разобраться, что-то решить. Чтобы из проблемы получить решение, вы должны пройти ряд определенных стадий, а это и есть процесс визуального мышления:
  • посмотреть (собирать и фильтровать информацию);
  • увидеть (отобрать и сгруппировать);
  • вообразить (увидеть то, чего нет);
  • показать другим (объяснить);
Подробнее об этих стадиях.

Посмотреть. На этом этапе необходимо собрать сведения и данные и сделать первоначальные приблизительные оценки происходящего. То есть, это обычные первичные исследования.
Вопросы: что это там? Сколько его? Чего не хватает?
Действия: заметить, что есть лес, в лесу деревья, а на деревьях листья.


Как научиться смотреть.
  1. Собирайте и копите зрительную информацию: чем больше – тем лучше. 
  2. Аккуратно разложите все, что собрали, чтобы рассмотреть внимательно со всех сторон. 
  3. Когда данные упакованы в отдельные папки и отчеты, увидеть картину в целом невозможно, если вынести все на свет божий, можно выявить тесные, но зато незаметные связи. Наилучший способ использования механизма нашей зрительной системы заключается в том, чтобы заполнить картинками всю среду (стол, стены, пол). Это не шутка. Соберите всю информацию и разложите ее в комнате. На стол, стул, стены, пол. 
  4. Создайте базовую систему координат для сортировки информации. 
  5. Практикуйтесь в визуальной сортировке.
Видеть. Осуществляется отбор данных, заслуживающих более детального анализа и изучения. Этап распознавания закономерностей увиденного.
Вопросы: не вырисовывается ли что-то конкретное, особенное? Закономерности, приоритеты, взаимодействия. Я уже достаточно насмотрелся?
Действия: фильтрация информации по степени полезности и важности.
Классифицирование и разграничение сведений (упорядочить в разные категории по типу).
Видеть – сложнее, чем смотреть. На этапе «видеть» нужно сортировать информацию, выделять и группировать главное.

Вообразить. Увидеть то, чего нет.
Вопросы: где я видел это раньше?
Нет ли лучшего способа выявить закономерность в том, что я вижу?
Могу ли я по-другому использовать эти закономерности, чтобы сделать понятным то, что пока непонятно?
Действие: поиск аналогий.
Управление образами (переверните картинку, измените систему координат).
Изменение очевидного. Нахождение разных способов показать одно и то же.


Еще труднее вообразить – подключить к делу свое внутреннее зрение, чтобы увидеть то, чего в данный момент видеть нельзя. Другими словами это значит, что мы подбираем конкретные координаты, шаблоны и компоненты, которые видели раньше, и преобразуем их в абстрактные картины, которыми можно манипулировать в уме. Это мощный инструмент для выработки идей и решений. Хорошие новости: Дэн Роэм рассказывает, как можно управлять этим процессом, и для этого нам придется познакомиться с технологией SQVID.


Посмотрите на рисунок (извините за качество), он поможет разобраться со SQVID. Это такой мастер-шаблон, «коза», с помощью которой можно решать проблемы. Это серия из пяти вопросов, отвечая на которые мы прорабатываем свою исходную идею, чтобы достичь максимальной ясности и четче определить фокус нашего образа.

В процессе проработки проблемы, мы будем задавать себе пять вопросов и обдумывать, как их визуально описать, всегда учитывая два условия – изобразить просто или детально, отразить качественно или количественно и т.д. Потом нужно нарисовать или вообразить, как это может выглядеть. Потом переходить от вопроса к вопросу, переключаться туда-сюда.

Традиционная заповедь от Роэма: истинная цель визуального мышления – сделать сложное понятным (а отнюдь не простим), облачив его в зримую форму.

Показать другим.
Вопросы: что самое важное?
Как лучше всего донести смысл?
Действия: распределить все визуальные идеи по степени приоритетности.
Ответ на все поставленные ранее вопросы.

Что делать на этапе демонстрации:

1. Выберите правильную структуру. Самое прекрасное заключается в том, что мы воспринимаем мир с помощью шести, уже знакомых нам, способов. Каждому из них соответствует определенный способ показывать идеи другим людям. 

Кто – портрет.
Как – диаграмма.
Где – карта.
Когда – временная шкала.
Сколько – блок-схема.
Почему/зачем – график с переменными параметрами.

2. Используйте структуру для создания рисунка. Изображаем систему координат, добавляем конкретные сведения и детали.

3. Покажите и объясните рисунок аудитории.

Последняя и, возможно, самая важная выжимка от Роэма, в которой кратко изложена суть визуального мышления.

«Представим визуальное мышление как швейцарский нож для решения проблем. В нем несколько лезвий, которые помогают решить буквально любые проблемы, но все они объединены в один очень удобный набор инструментов. Ими просто пользоваться, и их назначение легко запомнить.  Первыми идут три базовых инструмента визуального мышления: глаза, внутренне зрение, координация движений глаз и рук. Далее следуют четыре этапа процесса визуального мышления: посмотреть, увидеть, вообразить и показать другим. Затем очередь за SQVID – пятью вопросами, помогающими нам включить свое внутреннее зрение, и, наконец, шесть способов восприятия и шесть способов представить идею другим людям».
  
Я после написания рецензии
Вот и все.

среда, 8 мая 2013 г.

Временная среда: где взять время на чтение?


У меня нет времени на чтение. 
Когда я слышу подобные фразы, то понимаю, что человеку либо неинтересен предмет, о котором он говорит, либо он ему не важен. Ни у кого, ни на что нет времени! Но мы выбираем то, что нам нравится или то, что важно сделать, и делаем это. Большинство людей как бы осознают, что чтение – это важно, но все равно задвигают его в списке приоритетов в глухую темень.

Но почему чтение важно? Это не хлеб, не вода, и не воздух – без этого можно жить. Но с другой стороны: что это будет за жизнь – так, существование, удовлетворение первичных потребностей?



Хорошо о чтении сказал Дэвид Ремник, главред The New Yorker:



«Потому что такая активность [чтение] – преобразование языка в образы и мысли в течение длительного времени, а не постоянное кликанье и перемещение туда-сюда – это совершенно особенный сложный тип человеческой активности. Не боюсь показаться старомодным и говорю, что это меня беспокоит куда больше, чем особенности оперативных систем. Потому что все эти хитрые инструменты – это часть моей повседневной работы. Но опыт вдумчивого чтения особенно важен».

Но как найти время среди всех этих твитеров, фейсбуков, и вконтактов? Для начала запустите процесс, а там время найдется. Несколько советов, как организовать чтение.
  1. Пожертвуйте чем-то. Я, наверное, повторюсь, но приоритеты действительно важны. У вас есть 24 часа каждые сутки. Если это не выходной и не праздник, 8-10 (а то и больше) часов вы посвящаете работе. 6-8 – на сон. Семья, друзья. Если вы любите посмотреть пару серий сериала, или взглянуть одним глазком на матчи Лиги Чемпионов – до свидания, книги. Шутки-шутками, но если #прямосейчас у вас нет времени на чтение, одно из двух: или от чего-то придется отказаться, или делать все быстрее. Взглянем правде в глаза и выберем жертву. Я не знаю, что это может быть – у каждого индивидуально – но социальные сети и телевидение грабят почти всех.
  2. Сделайте это привычкой. Есть такие нехорошие слова, которым нельзя доверять. Ну, например, кто-то вас о чем-то просит, а вы ему такой: «о, а давай завтра». Или, например, вы говорите: «Я собираюсь найти время на чтение», - ну это ж никуда не годится. Так вы никогда его не найдете. Не собирайтесь, а скажите себе, что будете читать во время обеда, в городском транспорте и по вечерам. И делайте это, читайте. Постоянно. Во время обеда, в городском транспорте и по вечерам.
  3. Ставьте цели. Сейчас о целях говорят так много, что от этих фраз стало попахивать клише. Но зачастую они работают. Поставьте себе цель прочитать определенное количество романов и определенное количество обучающих книг (саморазвитие, книги по работе). Если вы новичок в этом деле, поставьте не слишком сложную цель. Например: читать книгу в месяц. Потом, когда вы подсядете, вам покажется мало, и цели можно будет подкорректировать. Для закрепления скажите об этом родным или друзьям, мысль о том, что они спросят вас, мол, как там книга, прочитал уже, наконец, или до сих пор тянешь резину, будет вас мотивировать. Я иногда ставлю перед собой более конкретную цель в количество страниц за вечер – помогает собраться. Также я применяю вот какой прием. В своей домашней библиотеке приклеиваю к непрочитанной книге оранжевый стикер – так, чтобы издалека было видно (пруфлинк на фото).
    Осталось еще несколько
    Эти стикера меня невероятно бесят, но отклеить их можно только после прочтения. Такой себе кнут и пряник, только без пряника.
  4. Веселитесь. Все, что написано выше, немного притянуто за уши. Все эти приемчики с целями и привычками нужны для запуска процесса. Но когда понимаешь, что читать – очень круто и весело, никакие цели особенно и не нужны. Вы ведь не ставите себе цель посмотреть три сериала за месяц – просто включаете запись и получаете удовольствие.
  5. Забудьте о скорочтении. Волшебные пилюли закончились, вы не сможете просканировать книгу за 10 минут и получить от этого удовольствие. Это как поставить фильм на режим ускоренной перемотки – ну да, быстро, но без толку. Важна не скорость, а качество, процесс, это самое «преобразование языка в образы и мысли».
  6. Казнить нельзя помиловать. Если книга откровенно не нравиться – не дочитывайте ее до конца и позвольте совести спать спокойно. Иногда это вина автора – он бездарен – иногда ваша: книга просто не в вашем вкусе. Какая разница? Не тяните резину, на полке еще много оранжевых стикеров. Но если книга вам нравится, не прерывайте чтение. Со мной несколько раз приключалась следующая история. Я начинал читать хорошую книгу, но тут в руках оказывалась другая (очень редкая, давно искал, нужно быстро прочитать – нужное подчеркнуть), и я принимался уже за ее чтение. Спустя некоторое время я возвращался к первой, продолжал читать, но понимал, что очень смутно помню начало. Приходилось перечитывать его. Можно ли назвать такой подход оптимальным с точки зрения управления временем? Нет.
  7. Смешивайте. Практика показывает, что лучше чередовать книги разного направления друг с другом. Если все время читать однообразные книги – процесс приедается. Вспомните, как начинается сезон клубники. Сначала появляются первые зеленые ягоды, которые со временем наливаются краской. Мы бережно их срываем и делим первою созревшую ягоду на всю семью. Потом клубники становиться больше, уже можно прийти на грядку и немножко там «похозяйничать» – золотое время. Потом приходит очередь клубники со сметаной и сахаром, потом ведра клубники ждут, когда из них сделают варенье, а нам… тяжело даже смотреть на аппетитные ягоды. Переели. Так и с книгами. Если вы полгода будете читать только о презентациях – поверьте, вас стошнит. Даже если это будет не специфическая тема, а книги одного автора – тоже не советую. У меня бывают запойные чтения Стивена Кинга, но где-то после третьей книги повторяется история с клубникой, и я переключаюсь. Хотите чему-то научиться – читайте книгу по теме, хотите подготовиться к просмотру «Великого Гэтсби» - читайте Фицджеральда, хотите погрустить – Ремарк ждет вас.
  8. Не бойтесь технологий. Бумажные книги – это святое, но электронные и аудиокниги в некоторых случаях тоже пригодятся. Я сейчас читаю «Педагогическую поэму» Антона Макаренко на смартфоне. Не то, чтобы я рекламировал пиратство, но такую старую книгу элементарно проще, удобнее и быстрее скачать в электронке, нежели рыться в лавках старьевщиков или покупать в интернет-магазине жутко неудобный вариант в мягком переплете. Эту книгу я читаю в транспорте (что определенно удобнее, нежели чтение бумажной книги), и в обед. Когда же я куда-то иду – под рукой аудиокнига. С аудиокнигами, правда, есть одна проблема: их можно только слушать. Нельзя делать закладки, выделять главное, рисовать заметки на полях.
  9. Берите книгу с собой всегда. Пусть она будет с вами, даже если вы не видите в этот день момента, когда ее можно будет достать из сумки. Пробки, очереди, задание от начальника с дальним выездом – все это может случиться.
На сегодня о книгах все.

Минутка рекламы из жизни блога. Стыдно признаться, но новые записи в блоге не появлялись почти месяц. Болел, работал, готовился к праздникам – ну, вы понимаете, нагородить кучу отмазок всегда проще, чем каждый день делать дело. Иногда паузу взять полезно (для рождения новых идей, например) – будем считать, что это именно такой случай. Временная среда – это новая рубрика. В ней будут публиковаться материалы, с советами о том, как организовать время, и публиковаться они будут в среду (ну, вы поняли, игра слов). Боюсь, что не каждую, но я постараюсь.

Еще немного о планах. Следующая «временная среда» тоже будет посвящена книгам, затронем тему того, как их эффективнее читать. Также в ближайших планах написание рецензий на книги «Визуальное мышление» Дэна Роэма, «Кради, как художник» Остина Клеона, «Муза, где твои крылья?» Яны Франк и «Сон Кельта» Марио Варгаса-Льосы. Так что подписывайтесь удобным для вас способом (вверху появилась кнопка подписки по RSSтут - статья по управлению RSS-подписками), а также возможность подписаться по  e-mail), не пропускайте новых записей, читайте и комментируйте.

Обратите внимание на новую вкладку «Обзор книг» - здесь, барабанная дробь, собраны все обзоры книг, все рецензии. Думаю, это сделает чтение блога комфортнее.

Вопрос для обсуждения в комментариях. А вы знаете приемы, которые помогают организовать чтение, сделать его удобнее, приятнее?



среда, 10 апреля 2013 г.

Управление временем, от которого нельзя отказаться


Мы все хотим иметь больше времени.
Его всегда не хватает, оно убегает, как вода в песок, за ним не угонишься. А может, и не стоит? Дело в том, что обстоятельства изменились. Мир забыл об индустриальной эпохе, и через эпоху услуг сделал широкий шаг в информационную. В большинстве профессий сейчас ценится не время, отводимое на работу, а получаемый результат, не сила мускул, - а сила ума. Соответственно, подобрав хороший ящик с инструментами, у всех нас появилась отличная возможность работать не больше, не сильнее, но интенсивнее и умнее. Не гнаться за временем, а управлять им, не искать вчерашний день, а наслаждаться сегодняшним.

Но не все так просто. 

Миф об управлении временем №1. Самый распространенный и наиболее деструктивный миф о тайм-менеджменте – это то, что можно успеть сделать все, если только следовать правильной системе, использовать правильный to-do лист и управлять своими процессами в каком-то магически правильном направлении. Это ошибка. Непрерывный поток информации, давящей на наше сознание вместе с нашей непрерывной доступностью значит, что мы можем работать хоть каждый час дня и ночи, но всегда отставать от планов. 

Миф об управлении временем №2. Некоторые думают, что время – чисто количественный показатель, но это не так. Гораздо важнее качество времени: то, как мы его заполняем своей деятельностью. Важной, приоритетной или бесполезной и бессмысленной. Делаем ли мы много дел одновременно, веря в миф «многооконного режима» – или выполняем задание за заданием, не отвлекаясь на поглотители времени. Как мы отдыхаем, как ставим цели, как к ним идем, как мотивируем себя, окруженные толпой отвлекающих факторов, как справляемся с водопадом информации, что рушится на нас ежесекундно. Время – это наш важнейший ресурс. Не деньги, а время! Денег – несметное количество. Их можно заработать, потерять, а потом снова заработать. Время – невосполнимо, его нельзя вернуть. 

И поэтому необходимо научиться его использовать правильно. Давайте посмотрим пример правильного обращения со временем из фильма «Криминальное чтиво». 

Пример правильного использования времени 

Неподражаемый Винс Вульф – человек, который решает проблемы, получает задание решить проблему.

Посмотрите на Винса. Посмотрите, как он хорош. Ситуация, в которую, в прямом и переносном смысле вляпались ребята, выглядит безнадежной. Все в кровище, никто не знает, что делать, в действиях паника, обстановка накалена, хозяин квартиры нервничает, живо представляя, как с работы вернется жена и увидит как «грязные подонки делают свое грязное дело». И тут появляется Винс Вульф. Он, в отличии от остальных, не паникует, он знает что делать и знает как. 

Действия Вульфа


  1. Сбор входящей информации, разработка плана. Он, не смотря на уверения в нехватке времени, степенно узнает, в чем проблема, сколько времени есть на ее решение, кто присутствует в доме у Джимми, и как их зовут. 
  2. Внесение корректировок. На месте Вульф присматривается к проблеме поближе, вносит корректировки в первоначальный план, дает каждому четкие инструкции. 
  3. Расстановка приоритетов. При этом он четко расставляет приоритеты, понимая, что дела могут пойти не по плану и для этого важно сделать самую важную часть работы в первую очередь. Сначала отодрать машину от крови, потом застелить ее одеялами, затем помыться и переодеться самим – вуаля. 
  4. Контроль. Он распределяет все работы и спокойно их контролирует, внося поправки. Он не хватается за тряпку и мыльный раствор – он значительно более полезный в другом деле. И он делает то дело, в котором хорош, не распыляясь по мелочам. Пока подопечные выполняют работы, можно и кофейку попить. 
  5. Мотивация. Он знает, как мотивировать людей, как заставить их работать быстро и качественно. «Я здесь затем, чтобы решать проблемы, а не любезничать», - все понимают, что сейчас не до шуток и пререканий. В конце эпизода парни горячо пожимают руку Винсу, благодарят его и отмечают, как приятно им было работать вместе с ним. Приятная похвала для профессионала. 
  6. Отдых. Когда дело сделано, Винс не кидается искать другую работу – он отдыхает. Успешные люди находят время на отдых, и потому он со спокойной душей отправляется в ресторан. 
Винс Вульф ведет себя, как прирожденный менеджер, который отлично ладит со временем. Когда его нет, все паникуют в непонятном хаосе, время летит, стрелки часов крутятся, как пропеллеры. Когда Винс появляется на сцене, время как будто замирает, оно идет спокойно и размеренно. Оно под контролем. 

Именно для этого и нужно контролировать и управлять временем. Не для того, чтобы все успевать, а чтобы понимать, осознавать, чувствовать время. Это важно. Возможно, это вообще самое важное: не все успевать, а понимать. Понимать свои планы, свои возможности и видеть их такими, какими они есть в реальности, на самом деле. Осознать, что можно сделать за час жизни (убрать в квартире, приготовить ужин и поесть, разработать концептуальный план, сделать набросок презентации, сходить в супермаркет за покупками, потренироваться в спортзале, посмотреть серию Misfits), а потом потратить этот час на ничегонеделание. Вот это и есть настоящая свобода! Но этому нужно учиться. 

В серии последующих постов я, на основании полдесятка книг о тайм-менеджменте и полсотни статей, постараюсь кристаллизировать знания об времени. Как им управлять и как его ценить. Как перезаряжать батарейки, как планировать, как оказываться «на волне», серфя информацию, как находить мотивацию, и как расставлять приоритеты. 

А о чем бы вы хотели поговорить в этой серии? Что хотели бы почитать? Какие темы, связанные с управлением временем интересуют прежде всего? Какие книги рекомендуете по теме тайм-менеджмента? 

среда, 3 апреля 2013 г.

Игра Престолов – сериал в духе времени

Успешному выходу первой серии третьего сезона посвящается

Зима близко
Доктор Хаус стал популярным, потому что его появление было необходимым. Этот сериал был сродни глотку свежего воздуха. Гениальный доктор, который спасает жизни пациентам и ведет себя, как редкостная скотина. Он шокировал (и Хаус, и сериал), он менял взгляд на вещи, он устанавливал стандарты. Он стал религией для многих.

Декстер популярен, потому что главный герой не только работает криминалистом, растит сына, женится, но и постоянно убивает людей. Он – самый что ни на есть маньяк. Выслеживает своих жертв, обезвреживает, укладывает на столе, обвязывает скотчем, говорит пару слов на прощание – и убивает. Потом разделывает на кусочки, упаковывает в черные пакеты для мусора и выкидывает на дно океана. Все просто. Едва не забыл.

Декстер убивает серийных убийц. Чистит улицы от зла, как он это называет. Кроме оригинальной идеи, сериал снимают таким образом, что читатель каждую минуту тревожится за безопасность добряка Декстера. Он окружен со всех сторон: маньяки пытаются его убить, коллеги-полицейские подозревают неладное, а родные все ближе к разгадке тайны (упс, разгадали).

"Во все тяжкие" также популярен по причине оригинальной идеи. Главный герой – скромный запуганный учитель химии, больной на рак человек становиться варщиком наркоты. С каждой серией его статус в наркомире растет. И он уже не учитель химии – он уже герой мифов, владыка улиц и владелец крупнейшего подпольного бизнеса. В первой серии главный герой не может и слова сказать на несправедливые обвинения работодателя, пару серий спустя – он убивает людей, проделывает многоходовые преступные махинации. Что и говорить: вырос в рамках сюжета, молодчина. К тому же его болезнь отступает. Знаете, как часто рассказывают: он был при смерти, занялся любимым делом, забыв о всем, болезнь отступила, жизнь, как коробка конфет, не сдавайтесь, ага. Ничего так любимое дело…

Но "Игра Престолов" популярна не только благодаря сюжету, идее, крутым спецэффектам, игре актеров, а благодаря тому, что снята (и написана) в духе времени. Она ориентирована на современного зрителя. Зрителя, который привык переключать внимание с телефона на телевизор, с телевизора на ноутбук, а с ноута – на планшет. И все это – практически одновременно. «Игра Престолов» устанавливает новые стандарты вовлечения, и каждому последующему снятому сериалу придется с этим мириться. Либо находить свои козыри.

1. Мультисюжетность. В сериале нет конкретного главного героя и нет главной сюжетной линии. Что и говорить: человека, который казался главным героем, могут легко обезглавить, не особо боясь потерять зрителей. Нить сюжета в «Игре Престолов» заменяется некой паутиной, где даже центр трудно выделить, зато есть множество ответвлений от него. Очень много сюжетных линий подаются зрителю непрерывным потоком, все время подвешивания на крючок интереса. Да, это именно то, что надо в мире, утопающем в переизбытке информации и неинтересных копий. Если бы вы хотели поставить <теги> к сериалу, сколько бы вы использовали? Я думаю, штук 50, как минимум.

2. Недосказанность. Создатели сознательно не выжимают из каждого отдельного момента все соки, они все время подкидывают зрителю свежую порцию драмы, комедии и кошмара. Это тоже в духе времени. Вспомните «Криминальное чтиво» и историю о часах, когда сын носил часы отца и передавал их своему сыну. Раньше вещи были долговечными и умирали – как и положено – в момент физической смерти. Сейчас же мы выбрасываем или забрасываем вещи до того, как они умрут. Все электронные девайсы необходимо обновлять, потому что появляются новые функции, без которых ну просто не проживешь. Некоторые одежные магазины завозят новые коллекции едва ли не каждую неделю, а относительно новый шкаф спустя некоторое время перестает вписываться в рамки, определенные дизайном квартиры. Потребитель привык упиваться продуктовым перенасыщением и не ощущает дискомфорта от того, что не помнит имена всех героев или не проживает эпизод до конца. Ему нужны только сливки, только самое важное и срочное, выжимка, экстракт. На все остальное уже нет времени.

3. Массовость. По своей силе «Игра Престолов» похожа на вирус Эбола. Если вы окажетесь с ней в одной комнате, инфицирование неизбежно! Хотя последствия заболеть сериалом намного более приятны, конечно. Для этого создатели используют приемы, опробованные СМИ, с помощью переизбытка информации как бы персонализируя ее для каждого. Каждый может выбрать излюбленное ответвление сюжета и следовать за ним наиболее пристально, отвлекаясь при этом на другие. Поскольку сюжетов этих почти бесконечное множество – последователей у сериала тоже хватает. 

Первая серия третьего сезона "Игры Престолов" стала самой популярной из всех снятых до этого. Руководство тут же объявило, что четвертому сезону быть. Вот так и должны жить популярные сериалы: сериалы в духе времени.

суббота, 30 марта 2013 г.

Посвящается «офисному планктону»…

Этим постом я открываю традицию публикации гостевых постов. Первый гость: Алексей Минаков – автор блога «Записки экономиста», сотрудник отдела по развитию автосервисных концепций международной компании, кандидат в мастера спорта по спортивным бальным танцам, а также активный, всегда открытый к общению парень.

Дорогие и уважаемые читатели блога Дмитрия Яцука! Весь текст, который представлен ниже очень опасный для вашей психики. Он может травмировать ее. Это не розыгрыш. Всё. Я Вас предупредил. Читать только психически уравновешенным и особенно офисным сотрудникам :)

Из фильма «Джентльмены удачи» (1971 г.)

Он кто? Инженеришка рядовой, и всё. Ну что у него за жизнь? Утром на работу, вечером с работы. Дома жена, дети сопливые. Ну в театр сходит, ну летом в санаторий съездит в Ялту. Тоска смертная. А ты! Ты – вор! Джентльмен удачи! Украл, выпил – в тюрьму! Украл, выпил – в тюрьму! Романтика!


Ты бухгалтер? Секретарь? Какой-то менеджер? Тебе не повезло! Даже так – ты влип! По полной! Ничего личного. Просто ты – не человек :) Ты встаешь с самого утра, скорее всего, по будильнику, неохотно, потом также неохотно чистишь зубы и умываешься, пытаешься свое тело хоть как-то донести до работы и не опоздать. Кстати, добираешься ты до работы около часа (это официальные среднестатистические данные). А дальше ты приходишь и целый день ждешь, ну, когда же закончится рабочий день?! Наконец, после работы ты уставшим приходишь домой, тебя хватает только на то, чтобы приготовить ужин (в лучшем случае), ты еще поклацаешь что-то в Интернете и… все. Это твой типичный день.

«Почему я? Чуть что, сразу Федя, Федя…». Ну, простите за правду. Конечно, ты жертвуешь всем ради карьерного роста, чтобы подняться на ступень выше, за что тебе повысят зарплату. И жена будет рада… Ну, и домашние животные, если таковые имеются. А пока не поднялся по пресловутой лестнице, твои глаза, словно отмороженные и усталые, а иногда очень недовольные, можно увидеть на лице в метро или маршрутке. Став же менеджером более высокого уровня, ты уже станешь ездить на машине (или ездить на более дорогой машине), есть в более дорогих заведениях. Но разве в этом счастье человеческое? Вот 23 марта умер Березовский, а я жив. Извините за цинизм, но вот так. Я жив, и радуюсь этому. «А я всё равно рад, что ты живой, потому что мама говорит, что ты хороший. Но — слабохарактерный!»

Разумеется, ты можешь быть интеллигентом, читать книги, шутить(!), но от этого ты не перестанешь быть планктоном. Ты даже можешь считать себя креативным. Эх, какие иллюзии... «Деточка! А вам не кажется, что ваше место возле параши?» Ты крутой, ведь ты работаешь не у станка на заводе в каком-нибудь Мариуполе (из которого я родом), а в теплом офисе на очень удобном крутящемся стуле (скажи хоть спасибо человеку, который его изобрел). Но если тебе не нравится твоя работа – ты офисный планктон. Если ты отбываешь свое время на работе – ты офисный планктон. Креативный-некретивный. Планктон, и точка. Больше не о чем говорить…

Ах да, еще ты вечно пьешь кофе. Ммм… «Филонишь, гад!» Кто-то еще курит. А кто-то курит за компанию. Сколько раз в день? Ну, много. И как не вспомнить про социальные сети. Но это такое – в этом ничего нет плохого, на самом деле. Главное ведь результат, не так ли? Эффективность твоей деятельности судят по конкретным показателям или выполнению проектов. И тут прокол – либо ты на таком низком уровне, что твоя зарплата не зависит от показателей (ставка), либо ты успешно втираешь вышестоящему менеджменту, что планы выполняются.




Отдельное хотелось бы сказать несколько слов про пятницу. Да это же самый лучший день недели! Это «Аллилуйя»! Можно и выпить как следует, расслабиться. В некоторых компаниях даже разрешают приходить на работу по пятницам в джинсах. Вот это да – какое счастье. Кстати, если говорить о днях недели, то понедельник – реально день тяжелый, потому что после отрывных выходных снова пришла «любимая» работа. Но зато хоть можно новостями поделиться. Вот вторник – даже нечего сказать, вся неделя еще впереди, просвета не видно. Печально. В среду уже полнедели прошло – легкое предвкушение четверга и пятницы. В четверг уже чувствуется приближение пятницы. И вот она, родимая.

После всех моих беспощадных слов ты меня уже проклинаешь, наверное. «Пусть канает отсюда, а то я ему рога поотшибаю, пасть порву, моргалы выколю. Всю жизнь работать на лекарства будешь! Сарделька, сосиска, Навохудоносор, петух гамбургской!». Но ведь я – тоже раб. Не подумай, что я просто тут обзываюсь :) И у нас с тобой еще есть шанс все исправить! «Вот отсижу срок – и всё. Завяжу. Пойду работать. – А кем?В родном колхозе сторожем?— Ну почему обязательно сторожем? Могу кирпичи класть. Или переводчиком, английский я знаю». Будь художником, писателем, музыкантом, танцором, медиком, актером, да даже ученым и то лучше быть. Ну, космонавтом тоже ничего. Учитывая последнюю рекламную акцию Axe, любая девушка будет твоей :) Вот станешь, кем тебе суждено стать, и жизнь будет абсолютно другой – радостной, счастливой, веселой… райской(?). «Автомашину куплю с магнитофоном, пошью костюм с отливом – и в Ялту!» Да, бытует мнение, что зарабатывать на любимом деле не всегда выходит – я не верю в это. Если ты долгое время, например, занимался танцами – будь преподавателем по танцам, открой свой клуб. Или другой пример – у тебя выходит писать интересно и оригинально, тогда будь журналистом. Необязательно для этого иметь какую-то «корочку». Главное – быть классным в своем деле, делать что-то не так, как все, делать лучше других. Говоря экономическим языком, надо иметь конкурентное преимущество. А ещё не бояться поменять свою жизнь. «А ты зачем бежал? – Все побежали – и я побежал…». Не нужно верить шаблонам, навязанными нам обществом, вроде работы по специальности. Да работать надо по зову души!




«Нехороший ты человек, Косой. Злой, как собака». Надеюсь, я был для тебя Мефистофелем, который пытается сделать зло, но вечно делает добро. По-другому – ни как. Только если мы прямо и без всяких там морально-этических норм заявим и признаемся себе, что мы – офисный планктон, только так мы сможем что-то поменять. Опомнитесь товарищи. Хватит просиживать пятую точку! Не будьте «редиской», будьте хорошим человеком – работайте там, где реально нравится, или работайте на себя. А я… «я злой и страшный серый волк, я в поросятах знаю толк!». Буду тебя подгонять и направлять на истинный путь.

И раз уж мне так полюбились «Джентльмены удачи»:
Ну всё, товарищи! Фенита ля комедия!

понедельник, 25 марта 2013 г.

Біла субота, яка врятувала мою віру в людство

Кажуть, що зараз неможливо не дізнатися якусь важливу інформацію.
Вона лізе з усіх-усюд, проникає в найменші діри уваги, лунає з усіх екранів. В п'ятницю інтернет і телебачення тріщали по швам від сюжетів про "Апокаліпсис сьогодні" в Києві, але особисто я, звикнувши вірити своїм очам, не бачив нічого особливого, надзвичайного і, тим більше, апокаліптичного. Ну, притрусило трошки снігу.
Через це в суботу ми з Сашею не злякалися і не стали відмовлятися від планів сходити в РАЦС (це ЗАГС) і залишити там одну заяву (ви розумієте, про що я).

Перед тим, як відправитися в подорож, ми відкрили гугл- і яндекс-карти, вибрали оптимальний маршрут, і вийшли з дому. І тут до нас дійшла суть вчорашніх сюжетів. Снігу було дуже багато, мело неймовірно, ми ледве добралися до метро і з жахом очікували моменту, коли доведеться покинути затишну підземку.

Самий смак почався, коли на питання про місцезнаходження травмаю нам розсміялися в обличчя і заявили, що трамваї не ходять вже два дні. Як і автобуси. Як і тролейбуси. Як і маршрутки. Підсумуємо: громадський наземний транспорт Києва заснув летаргічним сном і не збирається прокидатися. Ми - що ж робити - потопали на свої двох, і цей похід в білу даль був далеко не останнім за день. Не буду втомлювати вас подробицями наших блукань, думаю, у кожного знайдеться декілька неймовірних "зимових" історій. Хочу наголосити на іншому.

Весь той день мене не покидало відчуття чогось дивного. Ніби все відбувається уві сні. Ні, я не про природу і її забави. Скоріше, про людей і їх поведінку.

В метро мене здивувало неприродно велика кількість грошей, яку вручили пасажири жінці, що просила допомоги. Зазвичай, "допомагають" мідяками, а тут в одному вагоні зібрали близько 5-ти гривень. Купюрами!

Коли ми вийшли з-під землі на світ Божий і запитали дорогу до РАЦСу , на наш запит зібрався такий натовп, ніби роздавали лопати. Серйозно. Прийшов якийсь дядько з непочатою пляшкою оковитої, підбігла жіночка, почувши розмову краєм вуха, підійшли чоловіки. В результаті ми мали декілька варіантів маршруту і вибрали той, що таки переміг в гарячій дискусії між нашими консультантами. Я підкреслю вагу цієї історії нашим місцезнаходженням: все відбувалося біля метро Берестейська!

В РАЦСі - де майже не було людей - ми не зустрілися з бюрократією. Все пройшло плавно, м'яко (як для наших державних установ), підозрюю, жодна волосина не посивіла на моїй голові за цей час.

Коли ж ми здійснювали наші перебіжки в сніжному пеклі з місця на місце, то не раз помічали історії зі схожим сюжетом.

От з машини виходить хлопець в одній футболці і допомагає незнайомим людям відкопати їх автомобіль і виштовхати його на дорогу. А от хтось падає - йому тут же подають руку, допомагаючи підвестись. Молода пара запитує дорогу, а на їх слова збігається натовп з порадами (а, я це вже розповідав).

Люди нікуди не поспішали, не сигналили з усіх сил своїми семафорами і не виглядали з вікон машин, проклинаючи один одного до третього коліна. Вони ходили по місту, яке взяло їх в полон, фотографували апокаліптичні сюжети і розмовляли. Вони допомагали незнайомцям і уступали місця в метро, вони давали милостиню і фотографували неймовірно гарне білосніжне цуценя (воно ніби зародилося з цього снігу) двомісячної лайки-самоїда (погугліть, не пожалкуєте). Ви не повірите: люди стали людьми.

Я довго не міг зрозуміти, що не так з цим Києвом, що у ньому помінялося, що зійшло з рейс? А потім Саша запитала, чи не здається мені, що люди стали добрішими? І я зрозумів, що все навпаки. Все якраз так, як і має бути. Не зійшло з рейс, а стало на місце, вернулося до норми. Спільний ворог здружив людей. Їм стало все-одно, кого на цей раз обматюкає Вася Уткін в Твітері, скільки раз качне прес чувак з Україна Має Талант, і за скільки зараз можна купити євро. Їм було наплювати на прогноз Яндекса по пробкам, їх не хвилював п'яний сусід-рупор і навіть банківська криза на Кіпрі.

А коли всі дрібниці, все несуттєве перестає хвилювати, з'являється шанс жити теперішнім. Моментом, який народжується і помирає прямо зараз. Ось він, ось, тікає. І коли все другорядне відступає, розумієш, що тільки цей єдиний момент і має значення.

Тому що він може стати останнім...

P.S. А ви відчули, що люди помінялися в цей суворий час?
Буду радий почути ваші "зимові" історії в коментарях (можете спробувати на смак нову систему коментування).

пятница, 22 марта 2013 г.

The End. Перед тем, как перевернуть последнюю страницу


Кто такой писатель? Это, всего лишь, человек, который пишет. 

Но для того, чтобы стать писателем, недостаточно прочитать пару книг по сочинительству и засесть за ноутбук. Нужно еще одно условие: всем сердцем хотеть быть писателем. Без этого желания — вы дилетант, и даже не пытайтесь браться за перо. Не тратьте на это время. Ни образование, ни талант, ни умение печатать слепым методом – все это не так важно. Главное, вас должно переполнять жгучее желание стать писателем. Это желание компенсирует остальные недостатки: недостаток таланта, недостаток образования (это дело наживное), и даже неумение печатать с закрытыми глазами. Это желание заставит написать книгу, а в один день вы напишите пару последних слов и перевернете последнюю страницу.

В этот момент можно заварить кофе, выкурить сигару, выпить бокальчик белого или завалиться спать – в общем, сделать то, что вы делаете после радостного окончания большой работы. Но не забывайте: вы закончили часть роботы, но не весь роман. Начинается правка, переписывание и перечитывание, корректирование, снова переписывание, и так почти до бесконечности

Даже если вы доживете до того дня, когда в руках появляется красная ручка, с остервенением вычеркивающая десять процентов текста, знайте – по пути вам придется нелегко. Есть четыре главные причины, приводящие к творческому тупику (избегайте их, и писать будет намного проще):

  • незнание собственных персонажей.
  • попытка писать и править одновременно.
  • страх неудачи.
  • боязнь успеха.


Что нужно сделать после того как первый вариант романа готов?


  1. Первый вопрос, который вы должны себе задать: доказана ли идея произведения. Допустим, идея вашего романа: жадность приводит к счастью. Перечитайте свою работу, а вдруг вы обнаружите, что к частью приводит что-нибудь еще. Например, удача. Если так и есть, вам надо внести исправления в рукопись, чтобы содержание соответствовало идее. Если доказать ее не получилось, загляните в пошаговый план, пройдитесь по событиям в сюжете и подумайте, какие изменения требуется внести, чтобы доказать идею.
  2. Задумайтесь, удалось ли затронуть чувства читателей. Сможет ли читатель отождествить себя с персонажем? Будет ли его жалеть, сочувствовать ему?
  3. Персонажи контрастны? Они действуют на пределе возможностей? Они выдерживают тест на правдоподобие во всех эпизодах? Они надежно заперты в тигле конфликта? У них есть доминирующие страсти? Они тверды и решительны? Вы случайно не создали стереотипные персонажи?
  4. Главные герои должны расти от крайности до крайности
  5. Все ли конфликты в романе развиваются планомерно? Во всех ли конфликтах присутствует развязка? Возникнет ли у читателя ощущение законченности романа?
  6. Правильно ли выбран момент начала повествования? Может, вы начали издалека, и, пока обстановка накалится, проходит слишком много времени? Или вы начали слишком резко, и, толком не познакомив читателя с персонажами, сразу бросаете их в горнило развивающегося конфликта?
  7. Есть ли связь между событиями? Может ли читатель отследить последовательность событий А-Б-В-Г?
  8. Есть ли в кульминации элемент неожиданности? Будят ли кульминация и развязка в душе читателя сильные чувства?
  9. Есть ли в романе ирония или идеальная справедливость? Если нет, могут ли они появиться?
  10. Заметна ли многогранность характера главных персонажей? Меняется ли у героев эмоциональное состояние? Удалось ли вам полностью раскрыть образы главных героев?
  11. Есть ли в романе эпизоды, которые могут вызвать у читателя разочарование? Если да, их надо выкинуть.
  12. Правильно ли выбран тон повествования. Он не раздражает? Может, он поучительный? Не имеет ли смысл выбрать другую форму повествования?
  13. Вы прибегали к ретроспекции? Так ли она нужна?
  14. Вы не упустили важных конфликтов? Вы полностью описали все значительные события?
  15. Пройдитесь по каждому эпизоду. Везде ли присутствует развивающийся конфликт? Взволнует ли он читателя до глубины души? Если эпизод с конфликтом можно выкинуть без особого вреда для романа – выкидывайте.
  16. Прочитайте все диалоги, обращая внимание на каждую реплику. Каждая ли реплика способствует дальнейшему развитию сюжета? Проясняет ли она образ персонажа? Она красочная? Оригинальная? Может ли персонаж сказать что-нибудь поумнее?
  17. Удалось ли в повествовательных эпизодах использовать всю палитру ощущений (слух, зрения, вкус, обоняние, осязание)? Вы не забыли о внутреннем мире и юморе? Достаточно ли деталей? Не много ли общих фраз? Роман написан убедительно или он слабый и скучный?
В завершение

Вы можете назвать меня кайфоломом, но в литературном творчестве намного меньше романтики и шарма, чем об этом рассказывают. Большинство писателей, излучающие крутость в интервью, в жизни – спокойные, заурядные люди. Всю свою крутость, весь свой азарт и задор они выплескивают на страницы своих произведений. Писатели – очень дисциплинированный народ.  Они пишут и правят, страшась до безумия, что, когда роман выйдет в свет, читатели сочтут его глупым, банальным или скучным. Они жертвуют временем, которое обычно проводили с друзьями и близкими. Они не сидят целый день возле телевизора, не болтают три часа кряду по телефону, вряд ли играют в гольф – они пишут! Они пишут в одиночестве, борются с сомнениями. Они знают хорошие дни, когда бумага горит от скорости письма, но знают и плохие – когда на мониторе не появляется ни одного слова. Порой, они перечитывают созданное и отправляются в магазин за мылом и веревкой – им кажется, что дрессированная собака могла бы написать лучше.

Cочинительство — как наркомания, оно забирает у вас все, но если вам вам хочется попробовать - хватайтесь за это желание. Потому что оно того стоит.

Вопрос. Цикл о том, как написать гениальный роман, завершился. Были ли вам полезны эти эпизоды? Что понравилось, а что нет (интересует любое - хорошее или плохое - честное мнение)? Появилось ли у вас желание взяться за ручку? Не стесняйтесь сказать об этом в комментариях.

Другие эпизоды сериала:






среда, 20 марта 2013 г.

Google Reader на смертном одре. Где взять святой воды?

У нас еще есть время, чтобы провести Google Reader в мир иной с почестями. 
До 1 июня. Почуяв запах скорой кончины, RSS-ридеры активизировались, чтобы занять место монополиста  Скажу честно, я уже перешел на другой ридер (прости Гугл, но ты этого заслужил), чего и вам советую. Зачем оттягивать прощание, если можно в безопасных условиях попробовать альтернативный вариант, все еще ощущая за спиной поддерживающее дыхание Гугла.
Заявление Google о скором прекращении работы их клиента возымело огромный резонанс в интернет-среде. Популярные блогеры, активно использующие Google Reader, говорили, что после известного заявления их почтовые ящики были просто набиты письмами по типу «как же дальше жить-то»? В реальной-же жизни я встретил мало людей, кто бы хоть как-то опечалился этим фактом. Другими словами, такое выражение лица я видел только в интернете.

Возможно потому, что не все активно используют RSS-ридеры и не понимают их преимуществ. Но ведь это так удобно и приятно! В сегодняшнем представлении об организации информационного пространства, одно из кругов ее персонализации неизменно будут составлять блоги. Блоги ваших друзей, тематические блоги, просто полезные и интересные блоги. Блогов этих великое множество, а среди них много полезных, обновления которых не хочется пропускать. Конечно, можно использовать закладки, сохраняя в браузере сайта за сайтом. Можно, если у вас есть запасная жизнь, половину которой вы можете потратить, открывая вкладки в бесперспективном ожидании обновлений. Используя ридер, вы приходите после работы домой или утром выходного дня запускаете чаталку - и все обновления как на ладони.

Теперь о том, кто заменит Google Reader. Мой выбор – Feedly 

Его преимущества: 
  1. Он бесплатный.
  2. Он легко интегрируется в Google Chrome, синхронизируется с Google'овским персональным аккаунтом и, что самое главное, позволяет с помощью пары кликов перенести все подписки из Google Reader’а в свой интерфейс. У меня весь переход занял примерно минуту.
  3. Простой интерфейс с минимумом кнопок. Особых заморочек нет, функциями не перегружен (детальнее можно почитать тут), короче говоря: просто, но не проще простого.
  4. Ходят слухи, что разработчики работают над интеграцией с Evernot. Это будет шикарно!
  5. Похожие принципы организации информации, как в Google Reader (например, тегирование), что, конечно, сделает переход легче.

 Блоги, без которых нам не жить

Заодно поделюсь своим перечнем любимых блогов.  Примите во внимание, что здесь действительно любимые блоги, которые, к тому же, должны были часто пополняться новой информацией, чтобы попасть в этот перечень (за некоторыми исключениями).

Лидерство, организация, самообразование:

Блог Майкла Хайятта. Наверное, мой любимый блог. В качестве анонса: в ближайшее время планирую поделиться ревью книги Майкла Хайята "Платформа" (книга отличнейшая).

ЖЖ Глеба Архангельского. Организация времени, управление временем.

ЖЖ Алексея Каптерева. Алексей - гуру в презентации и парень, у которого можно многому научиться.

Блог Гарри Рейнольдса о презентациях

Блог Антона Комызы и сотоварищи о мотивации и обучении за рубежом. Правда, в последнее время Антон что-то закинул блог:(

Блог Сергея БелковаСуровое разоблачение недоумков от науки, открытие глаз на некоторые противоречивые темы. Если вы не знали, ГМО-картошка – не более опасна, чем обычная, тест проверки качества сосисок с помощью котов не совсем научный, а факт длительного хранения молока вполне объясним.

Писательство


Некое сообщество писателейПриемы, примеры, бесплатные книги, уроки...


О блоггерстве



Книги



Блог Сергея Короля, екс-скаута (книжного, разумеется) издательства МИФ

Футбол



Блог Антона Баштового об «Арсенале» (с экономическим уклоном)

Блог Артема Франкова, главного редактора журнала "Футбол". Чаще не о футболе, но зато интересно и спорно.

Так, почитать

ЖЖ Сергея Мухомедова, который ведет репортажи из самых неожиданных место

Статьи Джереми Кларксона. Обновлений не было очень давно, но как база с интересным чтивом – отличный ресурс. Наверное, нужно переносить в закладки.

Вопрос. А какие ваши любимые блоги? Как вы организовываете информационное пространство? Какие специальные программы или приемы используете для этого?