четверг, 24 января 2013 г.

Разбогатейте в домашних условиях


К деньгам я всегда относился как к инструменту, с помощью которого донельзя упростились бартерные отношения.


У тебя есть деньги – ты покупаешь за них все, что угодно. Нет денег, экономишь, работаешь, пока они снова не появятся, или, например, воруешь. Когда я начал слушать книги Роберта Кийосаки на меня снизошло что-то вроде озарения. Почему? Почему нас этому не учили в школе? Ни одного слова о деньгах. Ни нам, ни нашим родителям, ни, подозреваю, нашим детям. По сути, мы (те, кто изучает финансы в высшем учебном заведении, не в счет) остаемся на уровне древних людей, которые использовали ракушки для покупки тигриных шкур. Но древние люди не могли положить ракушки в банк, чтобы их количество росло, не могли менять родные ракушки, найденные на берегу, на евро-ракушки, не было у них облигаций и акций, хедж-фондов, ПИФов... А у нас все это (и огромное множество других проявлений денег) есть, только мы об этом не знаем. Деньги так и остаются бумажками, упрощающими бартер; мы всю жизнь на них работаем, и всю жизнь их не хватает.

Больше того, деньги у нас, складывается впечатления, запретная тема. За столом о них не говорят, стремление получать больше и погоня за деньгами в «приличных» семьях считается моветоном. Мечты приобрести что-то стоящее, дорогое разбиваются о фразу, все время крутящуюся в голове: «я не могу себе этого позволить». Состояние «на мели» считается обычным и привычным. Мы привыкли к тому, что живем от зарплаты до зарплаты, ждем ее повышения, дожидаемся, увеличиваем расходы, и заходим на новый круг. Если же кому не повезло связаться с кредитами – пиши пропало, вязкая трясина финансовых проблем незаметно затягивает вас с головой.


Но есть хорошие новости. Оказывается, с помощью не особо сложных инструментов можно улучшить свою финансовую жизнь. Можно даже устроить так, чтобы не вы работали на деньги, а они на вас! Но есть и проблема. Философского камня и волшебного кошелька, плодящего деньги, не изобрели – чуда не будет. Потребуется желание, старание, дисциплина и немного знаний.


Для начала ответьте себе, достаточно ли у вас сейчас денег. Нет, я не издеваюсь, но вас понял. А сколько вам нужно? Чем больше, тем лучше? Это не конкретный ответ, так не пойдет. А вы знаете количество своих доходов и их источники? А количество расходов, и куда утекают деньги? Вряд ли. Но скоро узнаете.


Давайте договоримся о небольшом плане на четыре пункты, которому будем следовать (основа плана – книга Владимира Савенока (его сайт с множеством интересной финансовой информации) "Как составить финансовый план и как его реализовать"). 

Каждый из пунктов плана я буду сопровождать примером почти из реальной жизни Человека (Биография Человека). Если честно, то Человек - персонаж, выдуманный мной только лишь с целью наглядной демонстрации текста (вот, кстати, как он выглядит). И у него еще есть собака (пруфлинк).


Присмотритесь к своим активам и пассивам 


Первый шаг упорядочить свои финансы – это определить, куда вы тратите и откуда получаете свои деньги, составив финансовый отчет. Это не сложно. Все, что нужно записать в отчет – активы (то, куда вложены деньги, например, автомобиль, квартира, депозит), то, что можно продать (мелкие предметы вносить не нужно), пассивы (то, что нужно возвращать, кредиты, долги). Терминология, кстати, у разных авторов отличается. Например, тот же Кийосаки, просит не считать активами дом, в котором вы живете, и машину, так  они приносят только расходы, и на самом деле являются пассивами (плата за квартиру, бензин и т.д.). Но не суть важно. Главное составить табличку, в которой вы более-менее подробно оцените свою финансовую ситуацию. На данном этапе можно не напрягаться с формулами, вычислениями, а просто написать все, что у вас имеется.

Пример

Составьте личный балансовый отчет (анализ ваших активов и пассивов)


Следующий шаг – с цифрами посмотреть на ваши активы и пассивы. Определить их доходность, как они работают, не являются ли камнем на шее, увидеть какие из ваших инвестиций выгодные, а какие, быть может, не совсем. Или совсем не. 

Пример


Составьте бюджет

Сейчас придется немного потрудиться.  Для начала нужно определить статьи доходов и расходов. Тут необходимо включать расходы и доходы, характерные именно для конкретного человека, то есть для вас. Например, если есть собака, необходимо включить расходы на его содержание, выигрываете в букмекерской конторе (нет, ну вдруг) - включайте в доходы. Есть хобби (годовой абонемент в спортзал, покупка журнала «Футбол» два раза в неделю или «Forbs» – раз в месяц – включаем). Смысл в том, чтобы понять, откуда приходят и куда уходят деньги. Ясно, что вот так сесть, взять карандаш и расписать статьи доходов и расходов не получиться. Вернее, получиться, но это будет очень «потолочная» сумма. Если с доходами все понятно, и в большинстве случаев там будет красоваться слово «зарплата», то для учета расходов необходимы какие-то инструменты. Это как в управлении временем, чтобы понять, где ты это время тратишь впустую, необходимо для начала вести строгий учет, а потом анализировать записи. Так и тут: на протяжении месяца, или лучше трех, нужно с карандашом прилежно записывать все свои траты. Только не принимайтесь их анализировать до окончания положенного срока – вообще не смотрите на них. Тут вот какое дело: вы увидите сколько, например, уже потратили на косметику, ужаснетесь, и начнете неосознанно (или осознанно) экономить. И чистота эксперимента будет запятнана. Я планирую использовать для учета «черный ящик». Это коробка на подобии копилки, куда можно кидать чеки. Для тех расходов, где чеки не выдают (рынок), возле «черного ящика» будет лежать блокнот.


Ну вот, запланированный термин учета прошел. Достаем все чеки, все записи, анализируем, составляем табличку в Excell, записывая туда статьи расходов. После этого начинается самое интересное: нужно определить сумму, которую вы сможете инвестировать.


Да, я понимаю ваше недоумение, но не согласен с тем, что денег на инвестиции у вас нет. И не согласен с тем, что вот если бы зарплата была на тысячу гривен больше, тогда можно было бы и подумать. Это порочный круг! Если вы не видите свой финансовый лес и деревья в нем, то всегда будете тратить столько, сколько зарабатываете. Или тратить будете больше. Независимо от зарплаты. Увеличатся доходы, вы мигом подтянете расходы. Это крысиные бега, и недоумениям тут не место! 10% от доходов можно инвестировать всегда! Всегда! Посмотрите на свои статьи расходов, сначала на самые крупные из них. Неужели нельзя ничего подрезать без реального вреда вашему комфорту? Я уверен, что можно. И нужно! (посмотрите, как ловко это получилось у Человека) А если завтра проезд в метро станет стоить 10 гривен, а квартплата возрастет еще больше? Вы будете брать кредит, чтобы оплатить увеличившиеся траты? Нет, вы урежете расходы в других местах. Так что хватит фантазий – определите сумму, которую сможете ЕЖЕМЕСЯЧНО инвестировать.


Для этого в таблице с вашими статьями расходов добавьте колонку с планированными расходами и укажите конкретные суммы, который вы будете расходовать. То же самое сделайте и с доходами. Минутка арифметики - и вы получите суму, которую сможете инвестировать. Я думаю, что это будет немного завышенная сумма и уж точно сумма, которую вы в первые месяцы будете отрывать как от сердца, противиться ее инвестированию, и всеми возможными уловками пытаться отказаться от расставания. О том, как сделать процесс безболезненным, поговорим в следующей части (а вот и она). Сейчас важно знать, что сумму, которую вы определите для инвестирования, можно, конечно, менять, но не сильно, и лучше в сторону увеличения. 10% дохода – это минимум, который нужно инвестировать. И если вы уже составили бюджет, то следуйте ему. 

Воспринимайте его как инструкцию, помогающую расходовать деньги на наиболее важные для вас цели! Будьте дисциплинированы.


Разработайте личный финансовый план.


Под личным финансовым планом подразумевается документ, планирующий финансовую жизнь на много лет вперед. Примеры ЛФП есть на сайте у Владимира (клац), это способ заглянуть в будущее и увидеть, когда вы сможете покинуть вашу работу, когда купите машину, когда квартиру, какую пенсию будете получать, где и сколько путешествовать и так далее.

Для составления такого плана для начала необходимо знать, чего хотеть, то есть поставить некоторые цели. Для этого ответьте на следующие вопросы:

  1. В каком возрасте я прекращу работать? Знаю, что некоторых сейчас перекосило, мол, как, как же без работы? Я ведь и есть моя работа? Но вы – это вы, а не ваша работа. Хотите работать всю жизнь – так и запишите, мне без разницы, хотите до 70-ти лет – ваше право. Но я знаю людей, которые ставили себе цель работать до 35-ти, сколотить за это время капитал, а потом путешествовать, растить детей, наслаждаться жизнью и ловить кайф. Личное дело каждого, не спорю.
  2. Какую пенсию я хочу получать?
  3. Нужны ли средства на обучения детей и сколько?
  4. Другие крупные цели (дом, машина, ремонт, страховка).


Все, что вы знаете о целях, работает и здесь. То есть: будьте точнее.  Хотите купить автомобиль? Какой? Когда? За сколько? Как? Будьте, пожалуйста, точнее.
Сейчас вы знаете, чего хотите, осталось подумать, как это получить. Об этом (пути достижения целей, риски при инвестировании, виды инвестиций) – во второй части статьи.

Сложновато, на первый взгляд, все выглядит. Отчеты, контроль, анализ, дисциплина, еще раз отчеты. Как-то по-ботански, неинтересно, нет никакой авантюры в этом, никакого геройства. Скучно…Но ведь никто и не говорил, что разработать финансовый план и следовать ему, это как посмотреть сезон Хауса, заедая серии мороженым. Но вот что я вам скажу. Думая над своими приоритетами, я пришел к тому, что главная ценность - свобода. Или, говоря другими словами, независимость. И сейчас я говорю о финансовой независимости. Имея столько денег, сколько хочешь, можно заниматься тем, что тебе нравится, не особо парясь о зарплате, начальниках, проверках и прочих сладостях жизни. Можно учиться, заниматься спортом, посвящать время хобби, путешествовать, погрузиться в науку, написать книгу - все, что угодно - и делать это не из-под палки, а просто потому, что тебе это нравиться или потому, что ты хочешь оставить след в истории. Ну что же, ради этого я готов немножко поскучать.

Вторая часть. О том, куда инвестировать капитал.

четверг, 17 января 2013 г.

8 веских причин, по которым вы будете читать этот блог

Поскольку все новые и старые года закончились, пора планировать деятельность блога на год грядущий.

На то есть пара причин. По своей сути блог ничем не отличается от обычного журнала, в котором без редакционной политики, портфеля публикаций, штата журналистов и прочих веселых вещей никуда не денешься. Также, ничтоже сумняшеся, замечу, что число моих подписчиков сейчас превышает количество в 2 (на всякий случай, прописью, два) человека, что побуждает развивать блог пуще прежнего. Ниже оглашу планы деятельности журнала на ближайшее будущее: материалы, которые будут появляться, частота их выхода, направления и проекты.


1. Никуда не денутся обзоры прочитанных мной полезных книг (или, вернее, книг, показавшихся мне полезными). Сейчас такие обзоры-рецензии составляют примерно третью часть материалов блога. Я планирую уменьшить этот процент, но не на много. Подобные материалы можно отыскать под тегом <обзоры книг>.
Сейчас на моем столе две книги по финансированию: «Как составить личный финансовый план и как его реализовать» и «Инвестировать – это просто» Владимира Савенока. Сразу скажу, книги интересные и очень практичные. Это не случай «почитал и забыл» - такую информацию грех не использовать для стабилизации финансовой ситуации и накопления богатства. Поскольку темой денег я обстоятельно интересуюсь несколько последних месяцев, разговор, думаю, получится интересным (часть 1, часть 2).
Также планирую серьезно заняться двумя направлениями, которые в миру называют письменностью XXI века: дизайном и программированием. О программировании (меня пока интересует только HTML) у меня вряд ли найдется что добавить в тот океан тематических материалов, который разлит в интернете, а вот о дизайне будет как минимум одна статья. Планирую прочитать книгу «Дизайн для недизайнеров», и при беглом обзоре показалось, что материал отличный – то, что надо для начинающих.
Также на книжной полке ожидает своей очереди книга о тайм-менеджменте для творческих людей. Такое направление грех обходить стороной, потому как оно и с темой блога перекликается и реально полезно. Кроме того, предметно об управлении временем мы тут не говорили. А стоило бы.

Также пылится, наверное, самая попсовая книга о нэтворкинге - "Никогда не ешь в одиночку". То, что я ее прочитаю, - сомнения не вызывает, а вот буду ли делать обзор? Не знаю, боюсь, что не актуально, но, в любом случае, будет зависеть от книги.
Последняя пока имеющаяся у меня в наличии "полезных" книга – «Как упростить свою жизнь и работу». Помню, в одной из серий Доктор Хаус лечил пациента-собирателя (не помню, женщина это была или мужчина). Этот герой болел страшной болезнью – не мог ничего выкинуть. Весь дом был завален хламом, гора его росла, множилась, воняла, разлагалась сама и разлагала жизнь пациента. Сейчас мы все, если и не заставляем дом ящиками со своей детской обувью, то захламливаем свое личное пространство другими вещами. Вы пробовали подсчитать, сколько ненужных файлов храниться на харде? Сколько фильмов оставлены в папке Коллекция (вы туда периодически заходите, но никогда ничего не пересматриваете)? На сколько вещей одновременно вы распыляете свое внимание? Сколько опостылевшей музыки лежит и отвлекает ваше внимания?  Вот и у меня много, и я хочу с этим разобраться.

2. Плавно переходим к другому виду обзора книг – книг о творчестве. Как вы понимаете с названия блога, творчество – тема, которая интересует меня больше всего. Мне всегда было интересно, как человек, запираясь в маленькой комнатке, отдаляя мир от себя и себя от мира, придумывает или воссоздает порой истории, а то и целые миры? Как человек не может смириться с порядками и реальностью существующего мира и придумывает альтернативную реальность? Что отличает гениальность от ремесла? Откуда берется талант, и как он может раствориться без какого либо нашего на то влияния (Фернандо Торрес – прекрасный тому пример)? Что нужно знать и уметь, чтобы написать хорошую книгу, которая была бы популярной?
Для того, чтобы ответить хоть на часть этих  вопросов, я читал книги о творчестве (о маленькой его части, которая касается написания книг) и сейчас их собралось приличное количество. Идеями и самыми интересными моментами я планирую с вами поделиться. Вот эти книги:

  • «Как написать гениальный роман» Джеймса Фрея;
  • «Письма молодому романисту» Марио Варгаса Льоса;
  • «Как писать книги» Стивена Кинга;
  • «Старый газетчик пишет» Эрнеста Хеммингуэя;
  • «История на миллион долларов» Роберта Макки;
  • «Искусство беллетристики. Руководство для писателей и читателей» Айн Рэнд;

3. Отталкиваясь от темы обзора книг о творчестве, переключаемся на <уроки творчества>, в которых я планирую делиться текстами о писательстве, его практических приемах и инструментах. Чаще всего это будут переводы или компиляции писателей-блогеров (в редакционном портфеле уже томиться «13 советов писателю» от знакомого вам Джеффа Гоинса), приправленные моими мыслями или наблюдениями.

4. Развивая умения писательства, необходимо также развивать <блогерские скиллы>. Как придумать цепляющий заголовок, какие характеристики имеет успешный материал, что такое гостевой пост? Вы спросите, что будет отличать мои материалы от тысяч уже размещенных в интернете? Они будут написаны для людей, а не для роботов. В них не будет хакерского жаргона, типа скомпилируйте парочку тегов и нагенерьте контента, или html-кодов – они будут доступными и понятными.

5. Блуждая в интернете, я часто попадаю на интересные сайты, отдельные статьи, программы, блоги, которые могут пригодиться как в работе, так и послужить в качестве развлекательного чтива. С какой-то частотой (предположительно, раз в месяц) буду публиковать <обзоры полезного чтива>. Такие обзоры очень интересны комментариями (если читатели проявляют активность) и, зачастую, именно в обсуждении находятся самые интересные ссылки.

6. Еще одним видом активности планирую сделать написание <колонки>. В идеале это должны быть периодические размышления на злобу для или рассуждения по теме, которая кажется важной (пример того, как это получалось у меня раньше). А лучшими мировыми примерами такого жанра и своими героями считаю Джереми Кларксона (забавный), Переса-Реверте (жесткий), Умберто Эко (умный) и Сида Лоу (выдумщик).

7. Также хочу развить проект гостевого постинга на просторах нашего интернета. В англоязычных странах гостевые посты – один из инструментов, который делает блогерские сообщества более сплоченными, позволяет привлечь на блог новых посетителей, обменяться знаниями и опытом из посетителями другого блога. Классика нетворкинга и веселая, должно быть, штука. Так что если кто-то хочет опубликовать свой материал на страницах моего блога (близкий темам, которые я освещаю),  - велкам. В свою очередь не стесняйтесь приглашать меня, с удовольствием напишу что-то в ваш блог (если он не о видах софта в андронном колайдре).

8. Ну и, конечно, планы-планами, но жизнь – она непредсказуема, ага. Как там в Мураками (привожу по памяти): «Когда в дверь стучит жестокая реальность, планы летят ко всем чертям. Но именно для этого и существует план Б». План Б для новых материалов этого блога – писать о том, о чем захочется в конкретный момент, под влиянием сиюминутного вдохновения, увлекательного сериала или красивой погоды. Должно быть место и для творчества, не так ли?

воскресенье, 13 января 2013 г.

Планирование? Не, не слышал

На страницах этого блога я не раз упоминал планирование (раз, два, три). Это слово сейчас на устах у многих, и многие считают планирование занятием если не первой важности, то очень важным. Возможно, так оно и есть. Но, на днях я набрел на блог писателя Джеффа Гоинса (Jeff Goins), который не совсем разделяет эту точку зрения. Что интересно, этот парень раньше тоже был рабом планов  (несмотря на то, что Джефф писатель и вроде должен витать в облаках творчества, он замечен в чтении книги типа REWORK), но сейчас изменил свое отношение к ним.
Немного о Джеффе. Кроме того, что он писатель, ведет очень популярный блог (два года кряду блог выигрывает титул «Лучший блог о писательстве»), воспитывает сына, работает мужем на полную ставку, он еще, похоже, отличный парень. Делится советами, бегает полу-марафоны, цитирует Писание и просит у людей притормозить. Есть медленнее, гулять, выделять время для созерцания тишины и слушать собеседников.



Ниже будет перевод его текста. Передаю микрофон Джефу, а вам предлагаю познакомиться с альтернативной реальностью.
Как провести лучший год в своей жизни ничего не планируя

В этот раз сделайте что-то по-другому: перестаньте придумывать цели. Если определение безумия - это делать одни и те же вещи снова и снова, ожидая при этом разного результата, тогда написание списка целей на следующий год является безошибочным способом сойти с ума. Я делал это годами, и это ничего не принесло.
Цели - это пустая трата времени. Они существуют, чтобы заставить верить в то, что все, что нужно для изменения вашей жизни - это план. Но планы не работают. Жизнь слишком хаотична, в ней слишком много всего. Для большинства из нас невозможно придерживать списка целей даже на протяжении недели, не говоря уже о целом годе.
Так как вы измените свою жизнь? Контролируя то, что вы можете контролировать - ежедневные привычки.

Бесцельность планов

Большинство хороших вещей случается без всякой участи планирования: дружба, любовь, новая работа. Если вы хотите сделать вашу жизнь просчитываемой, вам нужно быть настойчивым - только не в придумывании целей, а в выделении места для того, что реально важно.
Вот чего я хотел достичь: завести блог, подготовиться к полу-марафону, заключить сделку по выпуску книги, и любить каждую минуту всего этого.
Большинство типа продуктивных систем базируется на принципе “думай с конца” и устанавливай цели, чтобы достичь этого. Многие базируются на предположении, что для того, чтобы получить то, что ты хочешь в будущем, ты должен отказаться от того, что ты хочешь сейчас. Вы разрабатываете план, терпите боль, и выигрываете.
Но ведь это не единственный возможный путь. Только что закончился один из лучших годов в моей жизни, и большинство хорошего случилось безо всякой участи планирования. Как это у меня получилось? Я просто делал то, что мне действительно нравиться. Я не циклился на конечном результате, я ловил кайф от процесса.
Это секрет здоровой, продуктивной жизни, а также шанс повлиять на мир. Создайте хорошие, устойчивые привычки, которые вам нравятся, и с их помощью вы можете строить жизнь, которой будете гордиться.
Вместо целей.

Как я уже упоминал, придумыванию целей есть альтернатива, которая приблизит вас к той жизни, о которой вы мечтаете. Сфокусируйтесь на нескольких практиках, которые могут принести вам удовольствие на регулярной основе. Весь фокус заключается в частоте. Следующие привычки помогли мне:

Вставайте с утра пораньше. Когда мир просыпается, он изобилует отвлекающими моментами. Но если вы собираетесь сфокусироваться на создании новой жизни, вам необходимо найти время для этого. Лучший способ сделать это - работать, пока другие спят. Вначале мне совсем не нравилось вставать раньше солнца, но потом мое тело подстроилось и я с нетерпением ожидал одиночества.

Протяните руку незнакомцу. Отношения - то, что заставляет нашу планету вращаться. Это верно для карьеры, личного благополучия и внутреннего мира. Когда вы встречаете новых людей, вы создаете связь, которая может повлечь за собой все будущие позитивные изменения. Даже если вам это неприятно, протяните руку и представьтесь незнакомцам. Худшая вещь, которую они могут сказать - это “нет”. К счастью, многие не делают этого.

Будьте щедры. Делитесь своим временем, деньгами, услугами и идеями. Когда вы делаете это, то получаете намного больше, чем отдаете. Люди учатся доверять вам, и если вы действительно помогли им, они расскажут другим о вас. Это строит вашу репутацию, и вы будете иметь столько друзей, что даже не сможете управиться со всеми. Никто ведь не отменял пословицы «что посеешь, то и пожнешь».

Прошел год с тех пор, как я практикую эти вещи, и я закончил этот год, имея такую жизнь, которую я не мог даже представить или спланировать. Итак, я собираюсь продолжать делать то, о чем я говорил, не устанавливая для себя каких-то целей. Лучший год в вашей жизни доступен и вам - если вы готовы отказаться от сумасшествия в планах, а вместо этого сосредоточиться на создании новых привычек. Первый шаг - начать!

Оригинал статьи.

Комментарий. Как по мне, ключевой посыл Джеффа - занимайтесь тем, что вам действительно нравиться, от чего вы фанатеете. И в этом случае планирование не так и важно. Важно иметь набор инструментов, с помощью которых вы будете монетизировать свою страсть. Да, звучит не слишком романтично, зато правдиво. Ну что здесь плохого? Вы занимаетесь любимым делом и получаете обратную связь в виде материальных благ. Если материальных благ не будет, могу поспорить, вы будете заниматься нелюбимым делом, чтобы залатать дыру в кармане. Тут уже не до романтики. И в чем Джефф прав на сто процентов - это в понимании пагубного глубинного смысла планирования. В каком то роде ты действительно должен отказаться от сегодняшних благ, чтобы быть успешным и счастливым в эфемерном будущем. И что будет, когда ты достигнешь цели? Что тогда делать, утонуть в депрессии? Может, все дело в смысле, в нахождении его в своей жизни и в деле своей жизни? Ух, тяжело все это. В заключение еще одна цитата от журналиста Sports.ru Станислава Ринкевича:

"Очень много сейчас делается эффектных роликов с общим мотивом, мол, живи мечтой. Поставь себе цель и иди к ней. Если ты не будешь сдаваться, то обязательно добьешься своего. Но я вот что еще понял, порой мы даже не подозреваем, чего можем добиться. Вот прямо сейчас эти мечты даже не сформировались в наших головах. А до того, как они реализуются, сущий пустяк – несколько лет. Жизнь как коробка шоколадных конфет, ага. Никогда не исключайте возможность, что все у вас будет отлично".

понедельник, 7 января 2013 г.

Эволюция не закончилась. Обзор книги "Цельная жизнь"

Кто бы что ни говорил, книга «Шантарам» имеет большую ценность – она непрозрачно напоминает об  одной простой истине. Истине, о которой все и так знают, но кто-то предпочитает не произносить подобные вещи в надвигающейся темноте, кто-то на время забывает о ней, а кто-то теряет связь с реальностью и не признает очевидного.

Везде, в любом загаженном тупике, среди дерьма, люди дерутся за место, где дерьма немного меньше. Грубо говоря, в этом и заключается наша жизнь. Говоря очень грубо, вы либо стоите по щиколотку в вонючей жиже, либо парите над ней в личном самолете. Между этими двумя состояниями есть куча промежуточных стадий, а переход из одной в другую и есть прогресс, продвижение. Или регресс, зачет в клуб сбитых летчиков. Находясь в любом месте в любое время необходимо помнить, что по соседству есть еще одно, где дерьма немного меньше. Или больше. И от того, какой выбор вы сделаете, и будет зависеть ваше будущее.



Книга «БесЦельная жизнь», конечно, описывает жизнь в немного более светлых тонах, но за ней стоит приблизительно такой же смысл: хочешь хорошо жить – так сделай это, сделай правильный выбор, и живи так, как хочешь. Хочешь быть здоровым – будь им! Хочешь быть богатым – так почему твои карманы еще не полны денег? Хочешь быть счастливым – пожалуйста, все в твоих руках. Этим «БесЦельная жизнь» похожа на десятки других мотивационно-обучающих книг. Лозунг «просто сделай это», лозунг «знать, что делать, знать, как делать, взять, и сделать», ориентация на результат, множество инструментов, которые, по идее, могут сделать вас успешнее, и множество историй или про успешных людей, или в стиле «из грязи – в князи». Все это вы в каком-то виде где-то читали или слушали, но есть одно но. На днях в крутом сериале «Игра престолов» я услышал, что вообще не стоит воспринимать всерьез текст, который стоит перед  «но». Так вот, в этой книге есть несколько отличий от ряда подобных. Первое, каждая из глав заканчивается так называемым руководством к действию, то есть пошаговым планом того, как и что нужно сделать. С примерами и готовыми шаблонами. А второе, в книге есть действительно оригинальные, прогрессивные идеи и приемы, которыми я с вами поделюсь.

Привычки – это важно. 

И без меня понятно, что привычки во многом формируют нашу с вами жизнь. Они так глубоко въедаются, стают настолько рутинными, что мы их даже не замечаем. Ясно, конечно, что курение – плохая привычка, а спать не менее 8-ми часов в сутки – хорошая. Но есть такие, что тяжело определить их влияние на нашу жизнь, а они, между тем, влияют.
Как же выявить и уничтожить плохие привычки? И как привить себе хорошие? Алгоритм таков:
  • выявляем плохие. Для этого нужно сесть и выписать все те плохие привычки, о которых вы знаете сами (в книге есть характерный список). Дальше – больше, идите к друзьям, родственникам и спросите у них о своих плохих привычках. Представляете, какую фантазию они проявят? Еще можно фиксировать свои действия на протяжении какого-то периода времени и выуживать из списка нехорошие привычки.
  • найдите новую успешную привычку. Зачастую это будет противовес плохой.
  • составьте план по внедрению привычки. В книге приведен пример того, как человек хочет упорядочить свои финансы, обезопасить будущее, для чего планирует откладывать 10% дохода. Чтобы желание не превратилось в профанацию, персонаж из примера позвонит в банк, и договорится о ежемесячном автоматическом переводе определенной суммы денег на счет. Вот это деловой, серьезный подход.
Цитата в тему:
Жизнь - вопрос выбора конкретных действий в той или иной ситуации.
Добиваясь автоматизма, космонавты заводят себе чек-листы для всех без исключения процедур, чтобы снова и снова убеждаться в правильности своих действий. Вы можете создать такую же бесперебойную систему. Это дело практики и это поможет управлять привычками.

Дело в фокусе.
Я по природе своей очень многим интересуюсь и очень много всего разного делал или делаю. От азбуки Морзе до вышивания крестиком. И это мой минус, ведь если бы я сосредоточился на чем-то одном, мог бы достичь большего.
Книга предлагает следующий практикум для фокусировки на главном. Нужно сделать фокус на приоритетах своей привычкой. Для этого составьте список дел, которыми вы занимаетесь на работе в течении среднестатистической недели. После формирования списка следует выделить 2-3 дела, в которых вы настоящий ас, и 2-3 дела, которые приносят наибольший доход компании. Следующий шаг понятен – вы увеличиваете процент времени, которое уделяется тому, что вы делаете блестяще. Ну а от самых гнетущих трех дел необходимо каким-то образом избавиться.

Цитата в тему:
Важно четко понимать, в чем вы лучший.
Сосредоточьтесь на том, в чем вы добываетесь отличных результатов.

Попадайте в цель.
Все знают, что поставить цель и следовать ей – очень важно. В одном из первых моих постов в комментариях была поднята тема о постановке целей. С тех пор немало воды утекло, о целях и их постановке я думал долго и много, прочитал или прослушал пару книг с акцентом не тему целей, но окончательно так и не понял, что для меня самое важное.
Вот и в этой книге целям посвящено две главы, но сказано далеко не все. Но зато там было рассказано, как составить генеральный план по целям.
Чтобы процесс пошел, составьте список из 101 цели, которых хотите добиться в ближайшие 10 лет и определите приоритеты среди них (тут пример, чтоиз этого может получиться). Рядом с каждой целью поставьте цифру – 1,2,3 или сколько там лет. Расставьте приоритеты, создайте карту желаний для визуализации и воплощайте цели в жизнь.
Наводящие вопросы при составлении списка 101 цели:
 - что я хочу делать?
 - что я хочу иметь?
 - куда я хочу попасть?
 - во что бы я хотел инвестировать?
 - кем я хочу стать?
 - чему я хочу научиться?
 - с кем я хочу проводить время?
 - сколько я хочу зарабатывать, откладывать и копить?
 - сколько хочу иметь свободного времени на досуг?
 - что я сделаю для того, чтобы улучшить свое здоровье?

Цитата в тему:
Два слова помогут вам при определении целей «будьте точнее». Цель без цифр – лишь слоганы. Важно иметь систему измерения собственных достижений. Система фокусировки достижений – это особый план, который облегчит для вас весь процесс.
Один клиент сказал, что его цель – начать заниматься спортом для улучшения здоровья. «Начать заниматься спортом» - неважное определение для такой цели, слишком общее. Его никак не измерить. Мы сказали: «будьте точнее». Он добавил: «Я хочу заниматься по полчаса в день четыре раза в неделю». Будьте точнее. После нескольких повторений его цель сформулировалась: «Заниматься спортом по полчаса в день, четыре раза в неделю, по понедельникам, средам, пятницам и субботам, с семи до половины восьмого утра». Его ежедневные занятия включают в себя десять минут разминки и двадцать – занятия на велотренажере. Так можно отслеживать успех.

Фактор уверенности.
Чтобы преодолеть страх, нужно верить в результат. Собственно, чтобы заполнить пространство между страхом и уверенностью, всегда нужен прыжок в пустоту. Этот путь начинается с двух шагов: закончите недоделанные дела и выявите свои глубинные страхи.
Как покончить с недоделанным.

  1. Составьте список дел, которые нужно завершить (не меньше трех).
  2. Запишите конкретную выгоду, которую можно получить от завершения дела. Опишите то, что почувствуете.
  3. Составьте план действий по завершению дел.


Выбирайте то, что хотите. Ничто в жизни делать не обязательно. Вы все выбираете сами. Абсолютно все! Некоторые выбирают тусклый, посредственный образ жизни, работу, которую ненавидят всю жизнь; некоторые даже женятся по расчёту или друзей выбирают, с которыми на самом деле дружить не хотят.
Помните, даже когда вы говорите «она меня рассердила», на самом деле вы сами решили рассердиться, а это было совершенно необязательно. Вообще постарайтесь не пользоваться словом «надо». Оно давит на вас, гнетет. Говорите «хочу». Оно ставит в позицию силы. Я понимаю, что это плохой пример, но даже когда вы видите гору посуды, не заставляйте себя ее мыть. «Я выбираю помыть посуду сейчас и сделаю это как можно лучше», - звучит дебильно, согласен, но… В общем, вы поняли. Позиция силы и все такое. Дело ведь не в посуде.

Решительные действия. Все мы откладываем дела на потом, и все мы страдаем от этого. Представьте, существует даже термин, который описывает откладывание на потом – прокрастинация.
Авторы выделяют шесть оправданий для откладывания дел:


  1. Скука. Очень часто для меня скука становиться той причиной, по которой я не доделываю дело. Решается тем, чтобы браться за интересные, творческие дела. Творчество производит энергию, новое подпитывает адреналином.
  2. Слишком много работы.
  3. Не хватает уверенности в себе.
  4. Низкая самооценка.
  5. Нелюбимая работа. Всем приходится делать то, что не нравится (обидно, но это так). Но то, что вы делаете, должно большую часть времени вдохновлять вас.
  6. Вы легко отвлекаетесь или просто ленивы. Это тоже частенько мешает мне работать. Наш мир таков, что просто накачивает информацией, просто заставляет отвлекаться. Телефоны, смартфоны, планшеты, телевизоры, куча вкладок в браузере…А лень? Это ж просто невыносимо. На жестком диске столько не просмотренных сериалов, а вы говорите о написании статьи или, того хуже, выноске мусора. В таких случаях надо заставить себя начать хоть что-то делать и дела пойдут. Если не будете отвлекаться.

 Цитата в тему:
Мотивировать можно двумя способами: за счет страха перед последствиями бездействия или через предвкушение уготованных вам преимуществ активных действий.

ТОП-3 вещи, которые стоит внедрить в жизнь:

Книга идей. Маленький блокнот, куда можно записывать мимолётные наблюдения, интересные цитаты, понравившиеся вещи.

Организация совещательной группы. Организуйте друзей для периодических встреч с целью обсуждения конкретных тем (создание первоклассной презентации, поиск начального капитала, увольнение ключевого сотрудника, вопросы здоровья). Можно даже посмотреть фильм (или фильмы) определенной тематики, и потом коллективно обсудить их. В книге «Шантарам», которую я упоминал вначале, проводились собрания мафии, на которых обсуждались философские темы.

Рекрутинг наставника. Если вы новичок в своем деле и вам нужен наставник, не бойтесь позвонить человеку, который, по вашему мнению, может им стать. Вот пример монолога, с которым можно обратиться.  «Здравствуйте, меня зовут Дмитрий. Мы пока незнакомы. Я знаю, у вас много дел, так что буду краток. У меня небольшая фирма по перевозкам. За годы вы добились невероятного успеха, создав одну из крупнейших компаний в нашей сфере. Уверен, сначала вы сталкивались с непростыми задачами. Я все еще в начале пути и пытаюсь со всем справиться. Мистер Кларксон, я буду очень вам благодарен, если вы согласитесь быть моим наставником. Речь идет о десяти минутах телефонного разговора раз в месяц, чтобы я мог задать вам пару вопросов. Это очень важно для меня. Вы согласны?»
Если звучит «да», спросите, удобно ли будет перезвонить через пару недель? Отправьте письмо с благодарностью.

В заключение хочу сказать, что книги читать, конечно, полезно. Еще полезнее применять полученные знания на практике. Но не стоит применять слепо все инструменты, подсмотренные в книгах, на семинарах, использовать все предложенные вам шаблоны. Эволюция не закончилась, все постоянно меняется, обновляется, развивается. Необходимо все время выбирать инструменты, нужные  и подходящие именно вам, точить их, модернизировать, хранить самые полезные или выкидывать ставшие ненужными. Если использовать все, что предлагают авторы даже одной книги, у вас просто не останется времени, чтобы делать свою работу. Так что постарайтесь отличить зерно от плевел и сделать правильный выбор.