воскресенье, 27 мая 2012 г.

О ЧЕМ БЫЛ ДОКТОР ХАУС?

или ЗАКОНЫ ПРИТЯЖЕНИЯ НЕ ДЕЙСТВУЮТ

Хаус был с нами восемь лет. Со мной немножко меньше, потому что привлек сериал после того, когда его начали крутить по СТБ. Курсе на втором, или, скорее, на третьем. Чуть позже были скачаны все серии, куплена футболка с Хаусом, кружка с Хаусом (треснула при первом контакте с кипятком), книга Хью Лори «Торговец пушками» (одолжена у брата), журналы, в которых публиковались интервью с Хью Лори, книга о докторе Хаусе, реферат на тему Хауса по психологии, две картины с Хаусом и целая философия хаусизма.

Многие потеряли интерес к сериалу (о чем свидетельствуют рейтинги трансляций и отзывы знакомых), потому что со временем он действительно стал хуже. Хаус стал не таким смешным, новые члены команды не такими умными, болезни не такими загадочными. Но суть не только в этом. Сериал утратил свою новизну, он перестал шокировать, он перестал быть глотком свежего воздуха в чреде пропитанных смогом эрзацев. Он стал просто отличным сериалом и перестал быть религией. По иронии судьбы, Хаус не любил веру и религию из-за их слепоты и необязательности доказательств, а сам был любим слепо и безосновательно. Даже, наверное, вопреки, а не благодаря чему-то.

Хаус все эти восемь лет оставался собой, но теперь он был не один – повсюду было много хаусов, которые шокировали своим цинизмом, самодовольством и прямотой, забывая при этом быть гениями и каждый день начинать с боли. Сериал породил кучу пародий на себя (в реальной жизни), кучу подонков, возомнивших себя невесть кем. «Хаусу ведь можно…» Я далек от того, чтобы винить авторов сериала в тлетворном влиянии на человечество – люди не меняются, как известно. Зная это, можно определить два варианта объяснения происходящего. Первый – все «новые хаусы» всегда были подонками, но общественные нормы сдерживали их не совсем благородный порыв до определенного момента. Момента, когда нормы изменились, и на сцене появился новый герой – очередной герой нашего времени. Избирательный фильтр в голове процедил сквозь свои амебоидные поры основное – уникальность, гениальность, некоторую ущербность главного героя и возвел в ранг героизма все поверхностное – цинизм, злость, «все врут». Второй вариант – на самом деле все они остались такими же замухрышками, как и раньше, просто поддались влиянию модного тренда и каждый день примеряют маску. Они не такие, какие есть, а такие, какими хотят казаться.

Но как же удалось создать такого героя? Даже не так: как удалось воплотить его в киношную жизнь? Мне кажется, только благодаря Хью Лори и его похожести на Доктора Хауса. «Я депрессивный тип», - заявляет Лори в интервью журналу PSYCHOLOGIES. «Почему-то я чувствую себя несчастным». Интересно, что Лори, препарируя свою жизнь, находит причины депрессий. «Мне не хватает борьбы». Действительно, такое впечатление, что все, чем заинтересуется Хью, ему удается. Он актер, музыкант, писатель, спортсмен. Играет на множестве музыкальных инструментов, боксирует, издает диски, катается на мотоцикле, пишет сценарии и книги. Жизнь не сопротивляется под его напором, прогибается под него и это, как ни странно, печально. Нет борьбы. Все цели поражены, а новые пока не придуманы или их нет. Тебе доступно все и в больших количествах, но от этого на душе еще противнее, еще скучнее. Доктор Хаус такой же, только в придачу ему постоянно болит нога. По утрам, заменяя будильник, по вечерам, вместо вечерней сказки, ночью, вместо сладких снов, на работе и в магазине, в кабинете и на улице. Но не боль причина такого поведения Хауса, он ведь был таким всегда, до инсульта – люди, повторюсь, не меняются. Другой его вечный спутник – скука – достает не меньше боли. Его знания поразительны, вещи, которые будоражат умы простых смертных, для него очевидны. Жизненные преграды не выше порога на кухне, и только болезни могут хоть как-то заинтересовать. Их все-таки 30 тысяч и все они коварные, меняющиеся и загадочные. Только распутывая очередной узел можно отвлечься от боли и забыть о скуке, только в этот момент в жизни появляется смысл. И когда ты спасаешь человека, не важно улыбка у тебя на лице или саркастичная гримаса. Ничего не важно.

Благодаря Доктору Хаусу мы стали внимательнее и умнее, мы научились различать грани добра и зла и понимать, что одно без другого не всегда возможно. Мы поняли, что быть «красивым, богатым и знаменитым» не всегда достаточно, можно ведь быть добрым и умным. Или просто умным, или умным и злым. Благодаря Доктору Хаусу мы увидели, что жизнь не двухцветная. Она не просто белая или чисто черная – она вся в оттенках. Добро может быть с кулаками, может быть злым и циничным. Жизнь может быть интересной, но вместе с тем безжалостной, болезненной, сбивающей с ног. И только в смерти нет оттенков, она всегда выкрашена в черное, и поэтому в ней нет никакого достоинства. С достоинством можно только жить!

Комментариев нет:

Отправить комментарий