воскресенье, 13 января 2013 г.

Планирование? Не, не слышал

На страницах этого блога я не раз упоминал планирование (раз, два, три). Это слово сейчас на устах у многих, и многие считают планирование занятием если не первой важности, то очень важным. Возможно, так оно и есть. Но, на днях я набрел на блог писателя Джеффа Гоинса (Jeff Goins), который не совсем разделяет эту точку зрения. Что интересно, этот парень раньше тоже был рабом планов  (несмотря на то, что Джефф писатель и вроде должен витать в облаках творчества, он замечен в чтении книги типа REWORK), но сейчас изменил свое отношение к ним.
Немного о Джеффе. Кроме того, что он писатель, ведет очень популярный блог (два года кряду блог выигрывает титул «Лучший блог о писательстве»), воспитывает сына, работает мужем на полную ставку, он еще, похоже, отличный парень. Делится советами, бегает полу-марафоны, цитирует Писание и просит у людей притормозить. Есть медленнее, гулять, выделять время для созерцания тишины и слушать собеседников.



Ниже будет перевод его текста. Передаю микрофон Джефу, а вам предлагаю познакомиться с альтернативной реальностью.
Как провести лучший год в своей жизни ничего не планируя

В этот раз сделайте что-то по-другому: перестаньте придумывать цели. Если определение безумия - это делать одни и те же вещи снова и снова, ожидая при этом разного результата, тогда написание списка целей на следующий год является безошибочным способом сойти с ума. Я делал это годами, и это ничего не принесло.
Цели - это пустая трата времени. Они существуют, чтобы заставить верить в то, что все, что нужно для изменения вашей жизни - это план. Но планы не работают. Жизнь слишком хаотична, в ней слишком много всего. Для большинства из нас невозможно придерживать списка целей даже на протяжении недели, не говоря уже о целом годе.
Так как вы измените свою жизнь? Контролируя то, что вы можете контролировать - ежедневные привычки.

Бесцельность планов

Большинство хороших вещей случается без всякой участи планирования: дружба, любовь, новая работа. Если вы хотите сделать вашу жизнь просчитываемой, вам нужно быть настойчивым - только не в придумывании целей, а в выделении места для того, что реально важно.
Вот чего я хотел достичь: завести блог, подготовиться к полу-марафону, заключить сделку по выпуску книги, и любить каждую минуту всего этого.
Большинство типа продуктивных систем базируется на принципе “думай с конца” и устанавливай цели, чтобы достичь этого. Многие базируются на предположении, что для того, чтобы получить то, что ты хочешь в будущем, ты должен отказаться от того, что ты хочешь сейчас. Вы разрабатываете план, терпите боль, и выигрываете.
Но ведь это не единственный возможный путь. Только что закончился один из лучших годов в моей жизни, и большинство хорошего случилось безо всякой участи планирования. Как это у меня получилось? Я просто делал то, что мне действительно нравиться. Я не циклился на конечном результате, я ловил кайф от процесса.
Это секрет здоровой, продуктивной жизни, а также шанс повлиять на мир. Создайте хорошие, устойчивые привычки, которые вам нравятся, и с их помощью вы можете строить жизнь, которой будете гордиться.
Вместо целей.

Как я уже упоминал, придумыванию целей есть альтернатива, которая приблизит вас к той жизни, о которой вы мечтаете. Сфокусируйтесь на нескольких практиках, которые могут принести вам удовольствие на регулярной основе. Весь фокус заключается в частоте. Следующие привычки помогли мне:

Вставайте с утра пораньше. Когда мир просыпается, он изобилует отвлекающими моментами. Но если вы собираетесь сфокусироваться на создании новой жизни, вам необходимо найти время для этого. Лучший способ сделать это - работать, пока другие спят. Вначале мне совсем не нравилось вставать раньше солнца, но потом мое тело подстроилось и я с нетерпением ожидал одиночества.

Протяните руку незнакомцу. Отношения - то, что заставляет нашу планету вращаться. Это верно для карьеры, личного благополучия и внутреннего мира. Когда вы встречаете новых людей, вы создаете связь, которая может повлечь за собой все будущие позитивные изменения. Даже если вам это неприятно, протяните руку и представьтесь незнакомцам. Худшая вещь, которую они могут сказать - это “нет”. К счастью, многие не делают этого.

Будьте щедры. Делитесь своим временем, деньгами, услугами и идеями. Когда вы делаете это, то получаете намного больше, чем отдаете. Люди учатся доверять вам, и если вы действительно помогли им, они расскажут другим о вас. Это строит вашу репутацию, и вы будете иметь столько друзей, что даже не сможете управиться со всеми. Никто ведь не отменял пословицы «что посеешь, то и пожнешь».

Прошел год с тех пор, как я практикую эти вещи, и я закончил этот год, имея такую жизнь, которую я не мог даже представить или спланировать. Итак, я собираюсь продолжать делать то, о чем я говорил, не устанавливая для себя каких-то целей. Лучший год в вашей жизни доступен и вам - если вы готовы отказаться от сумасшествия в планах, а вместо этого сосредоточиться на создании новых привычек. Первый шаг - начать!

Оригинал статьи.

Комментарий. Как по мне, ключевой посыл Джеффа - занимайтесь тем, что вам действительно нравиться, от чего вы фанатеете. И в этом случае планирование не так и важно. Важно иметь набор инструментов, с помощью которых вы будете монетизировать свою страсть. Да, звучит не слишком романтично, зато правдиво. Ну что здесь плохого? Вы занимаетесь любимым делом и получаете обратную связь в виде материальных благ. Если материальных благ не будет, могу поспорить, вы будете заниматься нелюбимым делом, чтобы залатать дыру в кармане. Тут уже не до романтики. И в чем Джефф прав на сто процентов - это в понимании пагубного глубинного смысла планирования. В каком то роде ты действительно должен отказаться от сегодняшних благ, чтобы быть успешным и счастливым в эфемерном будущем. И что будет, когда ты достигнешь цели? Что тогда делать, утонуть в депрессии? Может, все дело в смысле, в нахождении его в своей жизни и в деле своей жизни? Ух, тяжело все это. В заключение еще одна цитата от журналиста Sports.ru Станислава Ринкевича:

"Очень много сейчас делается эффектных роликов с общим мотивом, мол, живи мечтой. Поставь себе цель и иди к ней. Если ты не будешь сдаваться, то обязательно добьешься своего. Но я вот что еще понял, порой мы даже не подозреваем, чего можем добиться. Вот прямо сейчас эти мечты даже не сформировались в наших головах. А до того, как они реализуются, сущий пустяк – несколько лет. Жизнь как коробка шоколадных конфет, ага. Никогда не исключайте возможность, что все у вас будет отлично".

понедельник, 7 января 2013 г.

Эволюция не закончилась. Обзор книги "Цельная жизнь"

Кто бы что ни говорил, книга «Шантарам» имеет большую ценность – она непрозрачно напоминает об  одной простой истине. Истине, о которой все и так знают, но кто-то предпочитает не произносить подобные вещи в надвигающейся темноте, кто-то на время забывает о ней, а кто-то теряет связь с реальностью и не признает очевидного.

Везде, в любом загаженном тупике, среди дерьма, люди дерутся за место, где дерьма немного меньше. Грубо говоря, в этом и заключается наша жизнь. Говоря очень грубо, вы либо стоите по щиколотку в вонючей жиже, либо парите над ней в личном самолете. Между этими двумя состояниями есть куча промежуточных стадий, а переход из одной в другую и есть прогресс, продвижение. Или регресс, зачет в клуб сбитых летчиков. Находясь в любом месте в любое время необходимо помнить, что по соседству есть еще одно, где дерьма немного меньше. Или больше. И от того, какой выбор вы сделаете, и будет зависеть ваше будущее.



Книга «БесЦельная жизнь», конечно, описывает жизнь в немного более светлых тонах, но за ней стоит приблизительно такой же смысл: хочешь хорошо жить – так сделай это, сделай правильный выбор, и живи так, как хочешь. Хочешь быть здоровым – будь им! Хочешь быть богатым – так почему твои карманы еще не полны денег? Хочешь быть счастливым – пожалуйста, все в твоих руках. Этим «БесЦельная жизнь» похожа на десятки других мотивационно-обучающих книг. Лозунг «просто сделай это», лозунг «знать, что делать, знать, как делать, взять, и сделать», ориентация на результат, множество инструментов, которые, по идее, могут сделать вас успешнее, и множество историй или про успешных людей, или в стиле «из грязи – в князи». Все это вы в каком-то виде где-то читали или слушали, но есть одно но. На днях в крутом сериале «Игра престолов» я услышал, что вообще не стоит воспринимать всерьез текст, который стоит перед  «но». Так вот, в этой книге есть несколько отличий от ряда подобных. Первое, каждая из глав заканчивается так называемым руководством к действию, то есть пошаговым планом того, как и что нужно сделать. С примерами и готовыми шаблонами. А второе, в книге есть действительно оригинальные, прогрессивные идеи и приемы, которыми я с вами поделюсь.

Привычки – это важно. 

И без меня понятно, что привычки во многом формируют нашу с вами жизнь. Они так глубоко въедаются, стают настолько рутинными, что мы их даже не замечаем. Ясно, конечно, что курение – плохая привычка, а спать не менее 8-ми часов в сутки – хорошая. Но есть такие, что тяжело определить их влияние на нашу жизнь, а они, между тем, влияют.
Как же выявить и уничтожить плохие привычки? И как привить себе хорошие? Алгоритм таков:
  • выявляем плохие. Для этого нужно сесть и выписать все те плохие привычки, о которых вы знаете сами (в книге есть характерный список). Дальше – больше, идите к друзьям, родственникам и спросите у них о своих плохих привычках. Представляете, какую фантазию они проявят? Еще можно фиксировать свои действия на протяжении какого-то периода времени и выуживать из списка нехорошие привычки.
  • найдите новую успешную привычку. Зачастую это будет противовес плохой.
  • составьте план по внедрению привычки. В книге приведен пример того, как человек хочет упорядочить свои финансы, обезопасить будущее, для чего планирует откладывать 10% дохода. Чтобы желание не превратилось в профанацию, персонаж из примера позвонит в банк, и договорится о ежемесячном автоматическом переводе определенной суммы денег на счет. Вот это деловой, серьезный подход.
Цитата в тему:
Жизнь - вопрос выбора конкретных действий в той или иной ситуации.
Добиваясь автоматизма, космонавты заводят себе чек-листы для всех без исключения процедур, чтобы снова и снова убеждаться в правильности своих действий. Вы можете создать такую же бесперебойную систему. Это дело практики и это поможет управлять привычками.

Дело в фокусе.
Я по природе своей очень многим интересуюсь и очень много всего разного делал или делаю. От азбуки Морзе до вышивания крестиком. И это мой минус, ведь если бы я сосредоточился на чем-то одном, мог бы достичь большего.
Книга предлагает следующий практикум для фокусировки на главном. Нужно сделать фокус на приоритетах своей привычкой. Для этого составьте список дел, которыми вы занимаетесь на работе в течении среднестатистической недели. После формирования списка следует выделить 2-3 дела, в которых вы настоящий ас, и 2-3 дела, которые приносят наибольший доход компании. Следующий шаг понятен – вы увеличиваете процент времени, которое уделяется тому, что вы делаете блестяще. Ну а от самых гнетущих трех дел необходимо каким-то образом избавиться.

Цитата в тему:
Важно четко понимать, в чем вы лучший.
Сосредоточьтесь на том, в чем вы добываетесь отличных результатов.

Попадайте в цель.
Все знают, что поставить цель и следовать ей – очень важно. В одном из первых моих постов в комментариях была поднята тема о постановке целей. С тех пор немало воды утекло, о целях и их постановке я думал долго и много, прочитал или прослушал пару книг с акцентом не тему целей, но окончательно так и не понял, что для меня самое важное.
Вот и в этой книге целям посвящено две главы, но сказано далеко не все. Но зато там было рассказано, как составить генеральный план по целям.
Чтобы процесс пошел, составьте список из 101 цели, которых хотите добиться в ближайшие 10 лет и определите приоритеты среди них (тут пример, чтоиз этого может получиться). Рядом с каждой целью поставьте цифру – 1,2,3 или сколько там лет. Расставьте приоритеты, создайте карту желаний для визуализации и воплощайте цели в жизнь.
Наводящие вопросы при составлении списка 101 цели:
 - что я хочу делать?
 - что я хочу иметь?
 - куда я хочу попасть?
 - во что бы я хотел инвестировать?
 - кем я хочу стать?
 - чему я хочу научиться?
 - с кем я хочу проводить время?
 - сколько я хочу зарабатывать, откладывать и копить?
 - сколько хочу иметь свободного времени на досуг?
 - что я сделаю для того, чтобы улучшить свое здоровье?

Цитата в тему:
Два слова помогут вам при определении целей «будьте точнее». Цель без цифр – лишь слоганы. Важно иметь систему измерения собственных достижений. Система фокусировки достижений – это особый план, который облегчит для вас весь процесс.
Один клиент сказал, что его цель – начать заниматься спортом для улучшения здоровья. «Начать заниматься спортом» - неважное определение для такой цели, слишком общее. Его никак не измерить. Мы сказали: «будьте точнее». Он добавил: «Я хочу заниматься по полчаса в день четыре раза в неделю». Будьте точнее. После нескольких повторений его цель сформулировалась: «Заниматься спортом по полчаса в день, четыре раза в неделю, по понедельникам, средам, пятницам и субботам, с семи до половины восьмого утра». Его ежедневные занятия включают в себя десять минут разминки и двадцать – занятия на велотренажере. Так можно отслеживать успех.

Фактор уверенности.
Чтобы преодолеть страх, нужно верить в результат. Собственно, чтобы заполнить пространство между страхом и уверенностью, всегда нужен прыжок в пустоту. Этот путь начинается с двух шагов: закончите недоделанные дела и выявите свои глубинные страхи.
Как покончить с недоделанным.

  1. Составьте список дел, которые нужно завершить (не меньше трех).
  2. Запишите конкретную выгоду, которую можно получить от завершения дела. Опишите то, что почувствуете.
  3. Составьте план действий по завершению дел.


Выбирайте то, что хотите. Ничто в жизни делать не обязательно. Вы все выбираете сами. Абсолютно все! Некоторые выбирают тусклый, посредственный образ жизни, работу, которую ненавидят всю жизнь; некоторые даже женятся по расчёту или друзей выбирают, с которыми на самом деле дружить не хотят.
Помните, даже когда вы говорите «она меня рассердила», на самом деле вы сами решили рассердиться, а это было совершенно необязательно. Вообще постарайтесь не пользоваться словом «надо». Оно давит на вас, гнетет. Говорите «хочу». Оно ставит в позицию силы. Я понимаю, что это плохой пример, но даже когда вы видите гору посуды, не заставляйте себя ее мыть. «Я выбираю помыть посуду сейчас и сделаю это как можно лучше», - звучит дебильно, согласен, но… В общем, вы поняли. Позиция силы и все такое. Дело ведь не в посуде.

Решительные действия. Все мы откладываем дела на потом, и все мы страдаем от этого. Представьте, существует даже термин, который описывает откладывание на потом – прокрастинация.
Авторы выделяют шесть оправданий для откладывания дел:


  1. Скука. Очень часто для меня скука становиться той причиной, по которой я не доделываю дело. Решается тем, чтобы браться за интересные, творческие дела. Творчество производит энергию, новое подпитывает адреналином.
  2. Слишком много работы.
  3. Не хватает уверенности в себе.
  4. Низкая самооценка.
  5. Нелюбимая работа. Всем приходится делать то, что не нравится (обидно, но это так). Но то, что вы делаете, должно большую часть времени вдохновлять вас.
  6. Вы легко отвлекаетесь или просто ленивы. Это тоже частенько мешает мне работать. Наш мир таков, что просто накачивает информацией, просто заставляет отвлекаться. Телефоны, смартфоны, планшеты, телевизоры, куча вкладок в браузере…А лень? Это ж просто невыносимо. На жестком диске столько не просмотренных сериалов, а вы говорите о написании статьи или, того хуже, выноске мусора. В таких случаях надо заставить себя начать хоть что-то делать и дела пойдут. Если не будете отвлекаться.

 Цитата в тему:
Мотивировать можно двумя способами: за счет страха перед последствиями бездействия или через предвкушение уготованных вам преимуществ активных действий.

ТОП-3 вещи, которые стоит внедрить в жизнь:

Книга идей. Маленький блокнот, куда можно записывать мимолётные наблюдения, интересные цитаты, понравившиеся вещи.

Организация совещательной группы. Организуйте друзей для периодических встреч с целью обсуждения конкретных тем (создание первоклассной презентации, поиск начального капитала, увольнение ключевого сотрудника, вопросы здоровья). Можно даже посмотреть фильм (или фильмы) определенной тематики, и потом коллективно обсудить их. В книге «Шантарам», которую я упоминал вначале, проводились собрания мафии, на которых обсуждались философские темы.

Рекрутинг наставника. Если вы новичок в своем деле и вам нужен наставник, не бойтесь позвонить человеку, который, по вашему мнению, может им стать. Вот пример монолога, с которым можно обратиться.  «Здравствуйте, меня зовут Дмитрий. Мы пока незнакомы. Я знаю, у вас много дел, так что буду краток. У меня небольшая фирма по перевозкам. За годы вы добились невероятного успеха, создав одну из крупнейших компаний в нашей сфере. Уверен, сначала вы сталкивались с непростыми задачами. Я все еще в начале пути и пытаюсь со всем справиться. Мистер Кларксон, я буду очень вам благодарен, если вы согласитесь быть моим наставником. Речь идет о десяти минутах телефонного разговора раз в месяц, чтобы я мог задать вам пару вопросов. Это очень важно для меня. Вы согласны?»
Если звучит «да», спросите, удобно ли будет перезвонить через пару недель? Отправьте письмо с благодарностью.

В заключение хочу сказать, что книги читать, конечно, полезно. Еще полезнее применять полученные знания на практике. Но не стоит применять слепо все инструменты, подсмотренные в книгах, на семинарах, использовать все предложенные вам шаблоны. Эволюция не закончилась, все постоянно меняется, обновляется, развивается. Необходимо все время выбирать инструменты, нужные  и подходящие именно вам, точить их, модернизировать, хранить самые полезные или выкидывать ставшие ненужными. Если использовать все, что предлагают авторы даже одной книги, у вас просто не останется времени, чтобы делать свою работу. Так что постарайтесь отличить зерно от плевел и сделать правильный выбор.

воскресенье, 23 декабря 2012 г.

Мастерство презентаций. Как делать презентации со смыслом


Очень долго я думал, что все, что нужно для презентации – это набор слайдов с информацией. 

При этом важно поместить на слайды побольше данных, вставить туда каких-то смешных картинок и обязательно использовать анимацию. Если есть в PowerPoint такие фишки, как появления текста с эффектом жалюзи – грех же его не использовать? Нет, это совсем не грешно. И одних только слайдов с информацией будет недостаточно для презентации, и задача слайда – вовсе не информировать.

Все это я узнавал постепенно. Сначала мне попалась на глаза презентация Алексея Каптерева «Смерть через PowerPoint». В это время я активно читал книги издательства «Манн, Иванов и Фербер», и будто под заказ МИФ переводит с английского и издает книгу Алексея «Мастерство презентаций». Купил я книгу в первые дни после промоушена вместе с REWORK, и, взяв ручку с блокнотом, начал изучать. Признаюсь, было нелегко. В некоторых местах мое мнение о презентациях пришлось переосмысливать кардинально. Я потратил много времени на чтения, не только потому, что записывал все интересное, а и потому, что в книге много ссылок на интересные презентации, полезные книги, программы для работы, фильмы (да!) и исследования. И по ссылкам этим тоже было интересно погулять. В общем, когда я прочитал последнюю страницу, то понял, что информации у меня в голове много, но упорядоченность ее оставляет желать лучшего. В этой заметке я постараюсь привести мысли в порядок, после чего сделаю презентацию (темы еще не знаю) с использованием новых знаний и тоже поделюсь ею с вами – я закреплю пройденный материал, а вы ее оцените.

Алексей делит всю науку о презентации на три большие темы: составление истории, создание слайдов и подача материала. В этой заметке я рассмотрю первые две, о подаче вы узнаете из книги. Если захотите.

ИСТОРИЯ

1. Должна быть только одна идея. Одна единственная. И все должно начинаться именно с нее. Идея – это вообще про истории. Про рассказы, романы, фильмы и, конечно, презентации. Литературные агенты и, собственно, писатели утверждают, что книги, написанные для защиты какой-то идеи, - продаются лучше.

Но что же такое идея? Это просто. Идея «Рождественской песни в прозе» та, что счастье дарит не наличие денег, а богатство внутреннего мира, идея «Моби Дика» - провидение сильнее любого смертного, каким бы сильным он не был. «Любовь всегда побеждает», «беременность в шестнадцать до добра не доводит», «обучение в университете – деньги на ветер» и т.д. Это то, что вы будете демонстрировать и защищать, правдивость чего будете убеждать. Заметьте, в перечне, приведенном в предыдущем предложении, нет слова информировать. Презентация не создана для простого информирования, слишком уж мощный инструмент для этого. Еще раз: при воплощении цели в презентационную жизнь нужно удержаться от соблазна просто информировать людей. Их надо вовлекать, возбуждать, потрясать, завлекать!

Не так давно Алексей в своем блоге написал, что самый главный вопрос в любой презентации «а нахера вы вообще все это делаете?», а хороший ответ на него дает 80% успеха. Но это уже, скорее, не идея, а цель презентации.

2. Следующий шаг при создании презентации – определить цель. Цель формулируется как ответ на вопрос: «Что я хочу, чтобы они сделали?» или «Что я хочу, чтобы они запомнили?» или «Чего я хочу добиться от аудитории?». Ответы на эти вопросы равняются цели. Фраза «Я хочу им подрассказать» не является целью!

После того, как идея и цель определена, наступает момент сбора, обработки и классификации материала. Не стоит сразу начинать делать презентацию в программе (дойдя до мелких деталей, можно потерять из виду общую картину). Лучше применить любые средства для сбора и упорядочивания информации, к которым вы привыкли. Скорее всего, вам понадобится лист бумаги и ручка, которой вы будете лихорадочно записывать мысли, пришедшие в голову. Даже тупые, даже самые смелые, даже те, которые вы не собираетесь использовать, но они почему-то пришли в голову. Да-да, я о мозговом штурме. Когда я работал журналистом на футбольном сайте, то перед написанием аналитической статьи собирал доступную информацию о предмете разговора в одном файле, читал ее, выделял тенденции и на их основании строил статью. Все это было, скорее, по наитию, нежели осознанно. Я не пользовался какими-то вспомогательными средствами, поэтому тратил на эту работу слишком много времени, и главное, окончательный результат не всегда был четко структурирован и логически выстроен. Упорядочить информацию можно как с помощью простых инструментов (Алексей советует стикеры как удобнейшую и демократичную вещь), так и более инновационных, например, программы для создания ментальных карт.

3. Дальше начинается самое интересное. Уже есть информация, классифицирована каким-то образом. Наверное, можно пойти и показать эту информацию своей аудитории? Да, можно, но не стоит. Следующим шагом должно стать определение конфликта. Конфликт, как и идея, важен в любой истории. Писатели постоянно подогревают интерес к своим произведениям, подкидывая в топку сюжета конфликты. Без конфликта история предсказуема, напротив, в рамках конфликта проявляются лучшие и худшие стороны ваших суждений. Или ваших героев. А это очень важно. Только создав конфликтную ситуацию, вы узнаете правду! В комфортном окружении возможно притворяться, врать, выдумывать, но когда у тебя нож возле горла – правда польется широким ручьем.

Конфликт в презентации чаще всего внедряется с помощью сравнения.

Самый простой способ – это взять некую ценность, которая находится в прямой оппозиции к той ценности, которую вы собираетесь продвигать, и затем проиллюстрировать ее конкретными примерами.

Алексей выделяет четыре основных типа проблем (в презентации конфликт зачастую равняется проблеме):

  • моральная или психологическая;
  • конфликт с человеком или компанией;
  • конфликт с господствующей парадигмой, со статус-кво;
  • конфликт с «силами» (природы, судьбы) – с так называемыми «объективными вызовами»;
Конфликт должен быть серьезным: настолько серьезным, чтобы по его поводу можно было переживать. И он должен продолжаться, а лучше еще и возрастать, накаляться почти до конца презентации. Допустим, вы подготовите презентацию, соберете людей, подключите проектор и скажете, что у нас в стране есть небольшая проблемка с университетским обучением: студенты с университетов выходят неподготовленными к работе. Затем вы предложите реформу, после которой не будет никаких скучных пар – только мастер-классы людей, имеющих дело с профессией, которую изучают студенты. Аудитория взрывается, у нее в голове куча либо негодующих, либо поддерживающих идею мыслей, а вы начинаете рассказывать о том, что студентам неудобно сидеть за партами и приводите статистику по трудоустройству. Аудитория либо вообще вас не слушает (это уже никому не интересно), либо обсуждает данное вначале решение проблемы (это еще неплохо), либо спит. Ни первое, ни второе и уж тем более не третье не является вашей целью. Вам нужно сохранить проблему в неразрешенном виде вплоть до самого конца.

Для поддержки ритма презентации необходимо разделить основную проблему, основной конфликт на несколько отдельных вопросов, чтобы ответы на них, если сложить вместе, образовали мостик между целью и первоначальной проблемой.

Нужно выбрать вопросы, которые кажутся наиболее важными, а затем сгруппировать под ними все остальное. Вопросы должны выстроиться в три логических уровня: основной вопрос, несколько важных вопросов и все остальное. В идеале следует каждый важный аргумент или мнение сопровождать ко-аргументом, контр-мнением, предысторией или сравнением.

Кстати, о сравнении. Я уже упоминал о том, что это самый простой способ внедрить конфликт в презентацию. Но как сделать так, чтобы сравнение работало? Вы можете сказать: у меня есть для вас хорошая новость, мы создали наушники, которые извергают 200 децибел музыки (значение условное). Ну и что? Вряд ли кто-то знает, что такое 200 децибел, их тяжело пощупать руками. Но если вы скажете, мол, ребята, у нас есть наушники, вы надеваете их, спускаетесь в самое глубокое метро – и слышите только музыку. Еще лучше, если вы расскажете историю о соседе-алкаше Гене, с которым что-то не так. Он много пьет, и. кроме того, делает это часто. Почти забыл, когда он напивается, то выходит на улицу и орет так, что стекла дрожат. Иногда кажется, что это вовсе не Гена – это дьявол вселился в человека и сделал из него свой рупор. Так вот, когда вы примеряете мои наушники, живя на первом этаже, вам все равно – пьет Гена, орет он или валяется где-то под забором. У вас есть только музыка. И больше ничего. Вот что такое хорошее сравнение. Аудитория поймет, о чем вы говорите, а во втором случае поверит вам – потому что вы предложили историю, в которой есть злодей Гена и герой наушники.

Как сделать сравнение работающим:

  • Узнаваемость. Предмет сравнения должен быть доподлинно известным аудитории.
  • Эмоциональный резонанс. Результат будет лучше, если вы коснетесь высокоэмоциональных тем (любви, смерти, рождения, секса, религии или политики).
  • Не избегайте очевидного. Порой полезно сравнить яблоки с апельсинами.
  • Непредусмотренные ассоциации. Необходимо максимально предусмотреть ассоциации, которые слова могут вызвать у аудитории.


Для того, чтобы усилить эффект, сделайте разницу при сравнении драматичной.

4. Сейчас вам нужно сделать вашу историю цельной. Ваши слайды должны быть детальками конструктора, из которого постепенно вырастает задуманная фигура. После того, как вы покажете аудитории последний слайд, у нее в голове должна крепко засесть ваша фигура.

Как это сделать? Как сделать историю цельной?

Для начала, история должна иметь начало, средину и конец.

  • Вступление. Закладывается основа, обрисовывается контекст и происходит знакомство аудитории с рассказчиком и его героями.
  • Проблема. Задаются вопросы, вводятся конфликты, трудности, противодействующие факторы.
  • Решение. Самая длинная часть, которая, как правило, делится на несколько подчастей. Это и есть настоящая презентация.
  • Заключение. Происходит обобщение, обсуждаются выводы и призыв слушателей к действиям.
Часть, где излагается проблема, обеспечивает логическое объяснение дальнейшим действиям. В чем проблема? Почему она так важна? Зачем волноваться? Эта часть выполняет роль эмоционального крючка. Она выводит аудиторию из состояния комфорта, нарушает существующий баланс. Аудитория не успокоится, пока баланс не будет восстановлен. А это именно то, что надо!

КАК ДЕЛАТЬ СЛАЙДЫ

Вот сейчас можно открывать программу для создания презентаций.

Алексей советует работать по такому алгоритму:

  • Воспроизвести историю в компьютерной программе, помещая на слайды только текст. Не надо пичкать слайды текстовыми списками, один слайд – одна мысль.
  • Прикинуть, что вы хотите видеть на слайдах, текст или изображение.
  • Определиться с общим стилем презентации: цвет, шрифт, текст, структура, фон…
  • Довести слайды до ума: начертить диаграммы, разместить картинки, текст.


У слайдов всегда есть какие-то задания, и с помощью наполнения слайд вместе с вами это задание выполняет.

Задание слайда
Инструмент
Напомнить
Текст
Впечатлить
Изображение
Объяснить
Диаграмма
Убеждать
График

Вы посмотрите презентацию Смерть через PowerPoint и увидите примеры хороших слайдов и слайдов плохих. Важно понять то, что задачей слайда не является вместить в себя побольше информации. Ни в коем случае: одна мысль – один слайд, а заголовок – самый важный элемент этого слайда (если мы говорим о тексте). Он должен быть кратким и понятным. Никаких слайдов с длинными списками 10-м шрифтом, не надо помещать 5 диаграмм на один слайд, вы ничего не добьетесь этим, кроме как непонимания. Я знаю, что в нашей культуре слайд – это единица измерения емкости презентаций, и начальник, когда дает задание, говорит, что презентация должна быть не больше 15-ти слайдов. Бог с ним, сделайте 15 слайдов – это отличный шанс убрать все лишнее, и показать людям 10 главных мыслей. Самых главных.

Также важно, чтобы презентация хорошо выглядела визуально. Дизайн слайда будет хорошим, если в нем будут присутствовать следующие вещи:


  • Четкость. Никаких ненужных украшений. Никаких лишних рамочек. Никаких броских фонов;
  • Контрастность. Основной текст ясно виден на общем фоне слайда. Текст заголовка заметно отличается от остального текста;
  • Согласованность. Элементы шаблона должны быть согласованы друг с другом;


В книге «Мастерство презентации» очень много чего сказано по созданию слайдов. Очень много! Шрифты, рисунки, построение диаграмм, фотографии и много чего другого. Я не буду об этом рассказывать, загляните в книгу. Там это показано с примерами, плохими и хорошими, и приправлено личным опытом. Я лишь расскажу о нескольких вещах, которые показались мне очень важными.


  • Если у вашего следующего слайда заголовок такой же, как у предыдущего, - это признак того, что не все в порядке. Аудитория теряет фокус.
  • Если вы можете рисовать – рисуйте. В нарисованных от руки картинках есть нечто такое, что совершенно очаровывает зрителя.
  • В отношении каждого элемента диаграммы спрашивайте себя «Действительно ли он необходим?» Если нет – удаляйте.
  • Если вы хотите что-то подчеркнуть (действительно, хотите), нужно создать яркий/резкий контраст (можно добиться, используя визуальные элементы контрастирующих размеров, цветов, форм);
  • Нужно безжалостно удалить все, что не стыкуется с целостной концепцией.
  • Выберите один цвет в качестве основного. Желательно, чтобы им стал доминирующий слайд вашего логотипа. Подойдут красный, зеленый или синий. Для схем лучше использовать серый.
  • Для основного текста нужно выбирать более читаемый шрифт, а менее читаемый оставить для выделения важных пунктов.
  • Речь должна состоять из вопросов по меньшей мере на треть.
  • Списков с маркерами, которые я предоставил в конце заметке, не должно быть ни на одном слайде. Даже в качестве исключения. Разве что в качестве примера, как нельзя делать.

Что я еще отчетливо понял из этой книги, так это важность самообучения (посмотрите прекрасную презентацию как вы думаете кого на эту тему). Алексей однажды презентовал что-то клиентам фирмы, в которой он работал. После этого клиент попросил у директора фирмы, чтобы сотрудник, проводящий презентацию, больше никогда этого не делал. Прошло пять лет, и Алексей опубликовал презентацию Смерть через PowerPoint, а спустя еще немного времени вышла его книга на английском языке. Книга парня из России, который не издавался на родине, на английском языке! 

Это похоже на чудо, но это также отличный пример нам с вами. Если ты не безнадежно туп, хочешь чего-то достичь, и будешь развивать себя, то все под силу!