понедельник, 23 июля 2012 г.

Развитие лидеров


Сегодня расскажу о давненько прочитанной книге «Развитие лидеров» Адизеса. Мне не совсем понятно название – оно не достаточно точно передает содержание книги. Речь идет у четырех функциях (чертах характера, способностях – называйте, как хотите), которые в той или иной степени присущи людям. Присущи всем людям, не обязательно при этом быть лидером. Важно другое, найти человека, который объединяет в себе все эти функции – практически невозможно. Красной нитью по всей книге идет суждение о том, что невозможно быть и жнецом, и швецом и на дуде игрецом. Не все, как, допустим, Леонардо Да Винчи, могут качественно расчленять трупы, красиво рисовать, вести записи с помощью особого стиля письма (задом наперед и перевернутыми буквами), подчинять речью толпы людей, быть красивым и сильным. Но даже Леонардо имел недостатки, он, несмотря на кучу заказов, редко когда доводил свои проекты до конца и был на Вы с математикой. 


И, наверное, Леонардо, пройди он несколько тренингов  по темам «работа в команде», и сойдись он с людьми, которые могли довести его гениальные идеи до логического завершения, был бы еще успешнее. Именно об этом и говорит Адизес в своей книге – нет таких людей, которые могут делать все одинаково успешно. Одни с удовольствием генерируют поток идей, другие пашут, как кони, не зная усталости, третьи могут найти общий язык даже с дьяволом, а аккуратности четвертых позавидуют лучшие бухгалтера мира. Говоря об этом, автор выделяет следующие функции: Производитель (трудолюбив, самостоятельный), Предприниматель (любитель инноваций, генератор идей), Администратор (четко планирует, придерживается правил), Интегратор (создает команды, прислушивается к чужому мнению).

Солидный кусок книги посвящен описанию людей, которые наделены какой-то одной функцией в излишке, а о других и знать не хотят. В исполнении Адисеза это описание не только познавательно, но и смешно. Ну, например, в лице Производителя автор видит такого себя «героя-одиночку», любимой фразой которого является «положите мне на стол». Именно это произносит наш герой, когда у него спрашивают о какой-то проблеме, пытаются выпытать совет или стараются войти в курс дела. Этому парню проще сделать все самому, чем обучать людей, заниматься усовершенствованием, оптимизировать процессы, убрать со своего стола дела и отдать их подчиненным. Пускай лучше лежат.

Он отлично знает как забивать гвоздь в стену – лупи со всей мочи, лупи с утра до ночи, приходи первым на роботу, хватай молоток и бей, пока мозоли не оставят живого места на руках. Проблемы возникают, когда нужно подумать, куда же забить это гвоздь? Интересно, кто назначил этого барана менеджером? Но постойте, он ведь так много трудиться. Его труд - на самом деле болезнь. Типа алкоголизма. Этот тип настоящий трудоголик. Трудонафт.

«Герой-одиночка напоминает бульдога, который впивается зубами в горло другого пса, стискивает челюсти и держит его мертвой хваткой. Стремление выполнить работу превращается у него в манию, и требуется приложить огромные усилия, чтобы переключить его на что-то другое»

Вот мой нелюбимый персонаж – Администратор. Логично, что прирожденный администратор – это «бюрократ». Главное, что его интересует – это «как» что-то будет сделано. Есть такая поговорка: за деревьями леса не видно. Это именно об администраторе. За деталями, которым он придает огромное значение, он не видит целостной картины. Возможно, им движут благие намерения. Он не хочет опозориться, он не хочет поставить компанию в глупое положение, он не хочет упустить какие-то детали, просчитывая все до мелочей. Но, сами знаете, куда ведет дорога, выложена благими намерениями. Прямехонько в ад!

Вы их несомненно видели. У бюрократа куча бумажек, которые он составляет, заполняет, подписывает по случаю и без него. Он все документирует, все протоколирует. Организованные им встречи начнутся ровно по графику и закончатся во время, которое было запланировано протоколом.



«Если вы попросите Бюрократа выяснить суть проблемы, он начнет с Адама и Евы, проштудирует историю вопроса в мельчайших подробностях и заставит вас выслушать все, что он узнал. Углубившись в прошлое на пару тысяч лет, Бюрократ полагает, что у него есть еще две тысячи лет, чтобы решить проблему. В сфере менеджмента это называется «аналитическим параличом».

А вот мой любимый персонаж – Предприниматель. Предпринимателя, у которого напрочь отсутствуют все остальные функции, но зато есть ярко выраженная предпринимательская, автор называет «поджигателем». Этот человек подобен орлу, летающему над горами. Он прекрасно видит целостную картину, но не замечает деталей. Ему, в отличие от Бюрократа, неплохо было бы видеть не только лес, но и деревья в нем. Поджигатель – почти полная противоположность Бюрократу. Он ненавидит собрания, бумажки, служебки, разбирательства – он любит идеи. Он любит генерировать их пачками. Даже если он собирает совещания, а иногда он балует себя и таким, - вам не придется много говорить, потому что каждое собрание – это бенефис поджигателя. Он начнет с какой-то идеи, забудет ее и перескочит на другую, потом на третью, а затем на четвертую. А потом вернется к первой. Как он планирует время? Очень просто – с высоты своего орлиного полета. «Сделаете это до обеда – это пустяковое занятие», - примерно так и планирует. С его колокольни все видится простым и понятным, два взмаха крыльями и ты перелетаешь с одной вершины на другую – он не понимает, что Вам для этого придется пройти сквозь ущелья, болота и горы. Неправда ли, вы знакомы с такими людьми?



«Если подчиненные Героя-одиночки — это мальчики на побегушках, а подчиненные Бюрократа — соглашатели, типичные подчиненные Поджигателя - клакеры. Клакеров нанимали для присутствия на оперных спектаклях. Они аплодировали исполнителям, чтобы заставить рукоплескать остальную аудиторию. Дело клакеров — поддерживать идеи Поджигателя, по крайней мере, на публике. В итоге его неизменно награждают овацией, но это дутый успех»

Самый неинтересный тип – это «Горячий сторонник». Это раздутая форма «Интегратора». Поскольку мне он неинтересный и очень редко встречается в жизни, просто приведу цитату из книги:

«Если у Горячего сторонника есть свободное время, он проводит его, общаясь с людьми, выслушивая жалобы или изъявления согласия. Однако при этом Горячий сторонник не делится своими мыслями, а спрашивает, что думаете вы. Он чрезвычайно уклончив. Он может сказать что-то вроде: «У меня есть идея, но нельзя сказать, что я принимаю ее безоговорочно» или «Я предлагаю объявить о выплате дивидендов, но не знаю, стоит ли это делать». Горячий сторонник крайне неохотно принимает определенную точку зрения. В Мексике такой тип менеджера называют «скользкой рыбой», поскольку его невозможно поймать. Он всегда находит способ ускользнуть, вывернувшись у вас из рук. Его обычная жалоба: «Вы просто не поняли, что я хотел сказать на самом деле...», «В действительности я имел в виду...». Вам не удастся загнать его в угол. Это позволяет ему долго оставаться у власти: он вычисляет, кто победит, и немедленно принимает его сторону.»

Дальше автор предлагает множество советов для представителей каждого из стилей. Как эффективнее работать в команде, как управлять персоналом и изменениями, как принимать решения и общаться с людьми. Как, наконец, вести себя в рабочей среде. Все это интересно, но самые ценные последние главы, где автор описывает как вести себя с яркими представителями стилей.

Там есть очень ценные советы. Например, Ваш начальник Поджигатель, что, как мне кажется, встречается чаще всего. Автор советует разговор с Поджигателем строить в виде вопросов. Очень вежливых, чуть ли не раболепских вопросов. «Мне бы хотелось получше понять Вас. Позвольте задать вопрос». Он заводится, начинает злиться, перескакивает с проблемы на проблему, его мозг превращается в роддом для идей, Вы уже не в состоянии уследить за его мыслями. Самое время ласково осадить Поджигателя. «Простите, но мне хотелось бы понять, в чем состоят ваши планы, чтобы должным образом воплотить их в жизнь».

Когда вы видите, что Поджигатель погрузился в себя, не стоит ему мешать. Он обдумывает сказанное. Через минуту он начнет коверкать предложенные раньше идеи, но у Вас появилось время сформулировать свои вопросы (вы же взяли с собой блокнот?) и продумать линию их обороны. Он выходит из оцепенения, толкает речь и спрашивает, что Вы об этом думаете. Не стоит воспринимать его слова буквально (он всегда преувеличивает), не стоит остро критиковать сказанное (и даже просто критиковать). Загляните в блокнот и ответьте. А лучше постройте свой ответ в форме вопроса – пусть послушает свой голос и пожонглирует своими идеями еще пару минут.

Эту книгу стоит прочитать, причем прочитать вдумчиво и со знанием дела. Сейчас, когда Вы знаете, о чем она, неплохо было бы подготовиться к прочтению. Подумайте о своих подчиненных, начальстве, коллегах. Проведите их классификацию по типам. Отнесите себя к какому-то из типов. Читая книгу, постарайтесь вспомнить похожие ситуации из жизни, которые имели место быть, проанализируйте свое поведение в этих ситуациях и подумайте, как нужно было себя вести. А потом додумайте, каким образом закончилась жизненная ситуация, если бы Вы повели себя так, как нужно было. Анализируйте свои упущения, читая книгу, а не краснея на ковре у начальника. Мы редко учимся на чужих ошибках – так уж устроены – но учиться на своих ошибках ретроспективно тоже не так уж больно. Вы не поменяетесь – ведь люди не меняются – но Вы можете стать более гибким. И этого «более» хватит для того, чтобы найти с Вами общий язык. И главное, не превращайтесь в «Мертвого пня». Что такое «Мертвый пень»? Узнаете сами, я и так рассказал слишком много.

2 комментария:

  1. А кто нибудь знает где иожно её найти в mobi или txt формате??????????

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Не встречал. В пдф полно и есть аудиокнига на рутрекере.

      Удалить