воскресенье, 23 февраля 2014 г.

Рецензия: Тина Силиг "Сделай себя сам"

Когда я дочитал книгу Тины Силиг "Сделай себя сам", то понял, что с ней что-то не так. 

Она была напечатана на белой бумаге, буквы были черными, на обложке нарисована прекрасная иллюстрация, 5% пространства отведено маркетинговой информации от МИФа - все, как обычно. Я пролистал еще раз. Бог ты мой, да здесь же нет ни одного рисунка, ни одной иллюстрации, ни даже завалящей схемки.

Плотный, сбитый, упакованный пласт текста о том, как сделать себя. Самому.

В этом месте, вы наверно представили себе ребенка, со слезами на глазах пропускающего страницы с буквами, и задерживающего внимание только на красивых, разукрашенных рисуночках?
В основном все верно, но отсутствие иллюстраций - это следствие причины под названием "недостаток структуры".

Продуманность скелета книги заставляет желать лучшего: одни и те же гипотезы и теории перетекают из главы в главу, показывая читателям разные обличья или меняя маски. Поэтому маленькая книга (меньше двухсот страниц) читалась затруднительно и долго. Но не волнуйтесь, я выбрал для вас самое главное.

Сначала ответим на вопрос: о чем же написала Тина Силиг?
Книга о том, как расширить сознание, как не обращать внимание на стереотипы, как избавляться от их назойливого жужжания. Эта книга о том, как открыть глаза и посмотреть на вещи по-новому: не так, как всегда.
1. Мы недооцениваем силу проблем.

Первый шаг к решению большой проблемы - распознать ее. В мире дизайна продуктов это называется "выявлением потребности". Иными словами, если мы четко определим проблему, то решение логичным образом появится само собой.
Вы можете получить немалую пользу, выявляя стоящие перед вами проблемы и неустанно работая над их решением, бросая вызов всем традиционным предположениям. Вокруг огромное количество проблем, которые ждут людей, готовых предложить изобретательные решения. Для этого требуются навыки наблюдения, координация командной работы, способность выполнять поставленные планы, готовность учиться на неудачах и творческий подход к решению задач. Однако первое, что вам необходимо, - это уверенность в том, что проблема решаема. Чем  больше опыта в решении проблем вы имеете, тем увереннее становитесь.

Пример - проект Ильи Бирмана, календарь Всегдабрь 

Илья сказал, как завязал: "Меня всегда бесило, что люди делают и продают каждый год настенные календари на очередной год. Ежу ведь ясно, что разных месяцев бывает только семь, то есть даже календарь на один целый год — это уже перебор. Для дизайнера очень важно не пропускать мимо себя это ощущение, когда что-то бесит, а фиксировать его. Бесит → сделай проект".

Изобретение Бирмана вызвало заметную реакцию. И все было бы хорошо, если бы не одна статья с названием "Бирман, проверяй идеи на вшивость



2. Люди не всегда в состоянии (или всегда не) определить реальную силу идей. 

Что из этого следует? Если вам в голову пришла замечательная идея, не нужно тут же спрашивать мнение людей, мол, как думаете, покатит, одобрит народ? Во-первых, идею надо погуглить (смотреть пример выше): большинство ваших мыслей уже посещали головы других людей. Во-вторых, ее надо начать воплощать.



Желательно, чтобы идея превратилась в продукт, увидя который только и можно будет сказать "ух ты, потрясающе", но чаще будет, как на картинке выше (из книги Остина Клеона "Кради как художник").

Если же вы пойдете спрашивать народ, скорее всего, вам приведут бесконечное количество аргументов, показывающих бессмысленность затеи. Как, например, было с банкоматами. Представьте себе, фокус-группы так и сказали: ахахаха, деньги будет выдавать какой-то автомат, а не девушка из окошка, ну вы даете.
К примеру, известно, что участники фокус-групп негативно отнеслись к идее внедрения банкоматов. Им совершенно не понравилась мысль об использовании машин для внесения денег на счет и их снятия вместо общения с кассиром в отделении банка. Они просто не могли представить себе столь значительного изменения своего поведения.
Метко сказал о важности фокус-групп Артемий Лебедев в Ководстве:

Использовать фокус-группы, чтобы оценить новый продукт, особо бессмысленно. Потребители покажут, что на коробке шоколада должны присутствовать чашка чая с золотой каемкой, свеча и роза. Все, что можно узнать, спрашивая мнение людей, — это то, что они знают сегодня, до того, как новый продукт появился на рынке.
Еще один показательный пример касается Стива Джобса. Когда Джобс презентовал революционный компьютер Макинтош, у него спросили, какие маркетинговые исследования проводились?

"Проводил ли их Александр Грэм Белл, прежде чем изобрести телефон?"

3. Стереотипы такие стереотипы или Правила не такие уж и правила.
Я прошу студентов записать все стереотипы в отношении традиционного цирка: большой шатер, животные, недорогие билеты, зазывалы, продающие сувениры, несколько одновременно происходящих действий на арене, громкая и бодрая музыка, клоуны, попкорн, силачи, глотатели огня и т.д. Затем я прошу их представить себе антипод каждого из описанных признаков. К примеру, в новом списке могут оказаться невысокая крыша, отсутствие животных, дорогие билеты, никаких зазывал, изысканная музыка, отсутствие клоунов или попкорна. Далее студенты выбирают то, что хотят сохранить от традиционного цирка и что хотят добавить к нему. В результате они получают нечто похожее на цирк нового типа.
После того, как мы проделываем упражнение с цирком, студентам становится гораздо проще думать об изменениях в других отраслях: ресторанах быстрого обслуживания, гостиницах, авиакомпаниях, спортивных сооружениях, образовательных учреждениях и т.д.
После того, как мы проделываем упражнение с цирком, студентам становится гораздо проще думать об изменениях в других отраслях: ресторанах быстрого обслуживания, гостиницах, авиакомпаниях, спортивных сооружениях, образовательных учреждениях и т.д.
После того, как мы проделываем упражнение с цирком, студентам становится гораздо проще думать об изменениях в других отраслях: ресторанах быстрого обслуживания, гостиницах, авиакомпаниях, спортивных сооружениях, образовательных учреждениях и т.д.

Наверное, по такому принципу была написана книга Реворк. Ее авторы составили список характерных вещей для офисного мира, а потом опровергнули все. 

4. Думайте в обе стороны.

Придумывайте худшее - думая в этом направлении, наш мозг не знает границ.

Есть актуальная проблема, которую решают в группе. Группа разбивается на небольшие команды, каждая из которых должна придумать лучшую и худшую идею для решения. Лучшей считается та, которая способна идеально решить проблему. Худшая будет неэффективной, неприбыльной или даже может усложнить положение дел. Закончив работу, команды записывают каждую из своих идей на отдельном листе бумаги: на одном из них написано "ЛУЧШАЯ", на другом - "ХУДШАЯ". После этого я собираю работы, а затем демонстративно уничтожаю листки с ЛУЧШИМИ идеями. Обычно это действие приводит участников в недоумение и расстраивает их, ведь они потратили на разработку идей много времени и сил.
Затем я вновь раздаю листики с ХУДШИМИ идеями. Каждая команда получает листок другой команды. После этого им дается задание превратить эту идею в прекрасную. Внимательно посмотрев на новые идеи, участники обычно понимают, что они не так уж и плохи. Более того, часто эти идеи кажутся им просто превосходными.

Когда речь заходит о худших идеях, фантазия участников не знает границ. Это упражнение - отличный повод распахнуть свой разум для решения задач.
Затем я вновь раздаю листики с ХУДШИМИ идеями. Каждая команда получает листок другой команды. После этого им дается задание превратить эту идею в прекрасную. Внимательно посмотрев на новые идеи, участники обычно понимают, что они не так уж и плохи. Более того, часто эти идеи кажутся им просто превосходными.
Когда речь заходит о худших идеях, фантазия участников не знает границ. Это упражнение - отличный повод распахнуть свой разум для решения задач.
5. Везет тому, кто везет

Все знают бородатый анекдот о лотерейном билете, который надо купить, но не все знают, как юный Стив Джобс, когда ему нужна была труднодоставаемая деталь, звонил напрямую директорам компаний, выпускающим ее (да, раньше номер можно было посмотреть в справочнике).
Удача притягивается к людям, склонным к наблюдениям, незашоренным, дружелюбным и оптимистичным. 
Этот пункт был бы неполным без упоминания "правила 10 тысячи часов", придуманного Гладдуэлом и озвученного в книге "Гении и аутсайдеры". Правило гласит:  будете практиковаться в выполнении определенной задачи в течении 10 000 часов - станете экспертом. Советую почитать о правиле больше здесь (http://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-04/7255-pravilo-10000-chasov)

6. Здесь очередь или не надо брать на себя слишком много.

Одна из основных проблем, мешающих людям, состоит в том, что они берут на себя слишком много. Со временем это приводит к разочарованию. Жизнь можно представить себе как огромный шведский стол с разнообразными блюдами-возможностями, но, если вы положите себе на тарелку слишком много, это приведет к несваринеию В жизни, ка ки на шведском столе, вы можете попробовать все, что захотите, но не делайте это одновременно. Подход может быть таким: в каждый момент времени выбирать три приоритета и при этом понимать, что они изменятся, когда изменится ваша жизнь. 

10 комментариев:

  1. У него свои мотивы были, не профессионализмом единым, но такой работы лишаться, конечно, очень и очень жаль)

    ОтветитьУдалить
  2. Дмитро Яцук12 июля 2014 г. в 15:26

    Навіть враховуючи те, що зарплату ти будеш отримувати?)

    ОтветитьУдалить
  3. мало художественных, нужно язык тренировать, чтоб не засыхал, а то от переводного нон-фикшна только ощущение, будто во рту котики пописали

    ОтветитьУдалить
  4. ну и баблишка я больше трачу, забыл сказать)

    ОтветитьУдалить
  5. Дмитро Яцук23 июля 2014 г. в 10:52

    Не хотілось би мірятися, але сумніваюсь) Тут просто не показово вийшло: дві книги мені подарували, одну - подарували моїй дружині, одну взяв почитати, дві (так, мені соромно) скачав в неті, а тільки одну купив. Подивимося динаміку у наступних випусках)
    А ти скільки штук читаєш приблизно в місяць?

    ОтветитьУдалить
  6. я читаю 4 в месяц печатных, страниц по 500 обычно, но это если не худож, а если худож, то можно и 5-6 книг в месяц. бывает, что в будни в транспорте не читаю, а только в выходные, поэтому может получиться и меньше. когда был кант-хуянт, читал ровно месяц, с перерывами на подумать, записать что-то, потому что нахрапом он, естественно, не берется.


    то есть ты хочешь сказать, что в месяц расходуешь от 500 грн на книги? если учесть, что половину из прочитанных тебе подарили.

    ОтветитьУдалить
  7. Дмитро Яцук23 июля 2014 г. в 11:15

    Різні місяці бувають, буває і від 500, але рідко.


    Зараз нові паперові нон-фікшн, мабуть, буду рідко купувати, ціни виросли неймовірно. Книга тепер від 200 грн коштує, краще електронні версії буду юзати, в два-три рази дешевші. Ну а художню класику і біля неї можна б/у за безцінь купувати+піратство ніхто не відміняв.


    Можливо, ти будеш сміятися, але ще я юзаю бібліотеку) В нас на підприємстві хороша нон-фікшн бібліотека, де можна попросити купити книгу під твій смак і потреби.

    ОтветитьУдалить
  8. та не буду смеяться) я сам хожу в библиотеку на красноармейской возле олимпийского, часто бывает нужна советская худ литература, там выбор неплохой.

    ОтветитьУдалить
  9. так що там про схожість Еко з тарантіновськими виродками?

    ОтветитьУдалить
  10. Дмитро Яцук24 июля 2014 г. в 00:10

    Одинаковий задум. І в книзі, і в фільмі головні антигероі знищуються "силою" творчості: в одному випадку силою кіно (горить кінотеатр), в іншому - силою книги (бібліотека).

    Виходить така матрьошка: в книзі розповідається про храм з книгами, який загинається і забирає з собою зло. Ну і в фільмі відповідно. Як висновок: Книга/фільм перемагають

    ОтветитьУдалить