пятница, 27 декабря 2013 г.

Рецензия: Марина Москвина "Учись видеть"

Это вторая книга из посылки от МИФа (первой была отличная "18 минут").
В отличии от творения Брегмана, книга Марины Москвиной - одна из немногих, которая не только не понравилась, но и разозлила.

Наибольший грех издателей и авторов - обманывать читателей в аннотации. В наше время Читатель Ищущий, выбирая книгу, ориентируется на отзывы и аннотацию. Самые настойчивые могут оценить вступление и даже отдельные главы - но главное, по чему будут судить: рекомендации  и аннотация. Последняя в книге "Учись видеть" не имеет ничего общего с действительностью. По идеи, в книге должны были найтись "профессиональные советы" для пишущих людей.
Увы, советов этих очень мало, но зато они банальны. Если сделать выжимку и кратко перечислить все то, что Марина Москвина рекомендует делать начинающим писателям, получится две вещи:

1. Читать правильные книги (вот с этим у Марины нет проблем - рекомендации по чтению сыплются как из рога изобилия, я себе составил длинный список);
Начинающий должен начинать не с нуля, а с того хорошего, что было уже написано.
2. Пристально наблюдать за окружающим миром.
Спелая, сочная проза рождается у человека с объемным ярким видением мира. Как говорил художник Винсент Ван Гог: "Видеть надо все, как при свете молнии!"
Наблюдать нужно не просто так, а вооружившись. Фиксировать увиденное желательно двумя способами: один блокнот - для заметок на ходу, второй - для обдуманной, литературной фиксации подмеченного за день.
Блокнот - это запись наспех, на скаку, на бреющем полете. Мгновенная фиксация реплики, образа, ситуации. Некий знак, почеркушка, которую делаешь впопыхах, порой не вынимая блокнота из кармана, чтобы никто не заметил. Тайная или явная беглая зарисовка.
Дневник ты пишешь, как правило, дома, в спокойной обстановке. При свете настольной лампы. Обстоятельно. С чувством, с толком, с расстановкой. Тут тебе помогают и собственная память, и блокнотные записи. У тебя есть время вспомнить, как все было, с точностью воспроизвести пейзаж, настроение, важную информацию, портрет персонажа, стилистику его речи, интонацию, сделать более проработанные эскизы, воспроизвести диалоги. 
Весь материал, который вы впоследствии напишите, должен состоять из удивительных деталей, наблюдений, глубинной информации, специфических названий, свойственных именно этой области существования, особенных слов  и выражений. Берется на заметку каждый шаг, взгляд, мысль, эмоция, ассоциация, воспоминания, даже ваши сны и мечты! Все, что в состоянии зафиксировать такой сверхчувствительный прибор, как Пишущий Человек, должно быть зафиксировано. В таком случае, когда вы садитесь за письменный стол, палитра художника готова к работе. 
Еще один бонус, обещанный в аннотации: окна - фотографии, которые выстраиваются в картину этого цветущего мира". 

Эти окна - еще одна расстраивающая вещь. Возможно фотографии действительно выстраиваются в логическую цепочку, открывая нам ранее невиданное, но мне этого заметить не удалось. От некоторых фото пахнет тщеславием


с некоторых просто можно посмеяться ("великий мифолог - Игорь Макаревич. Осуществляет паломничество Буратино на Святую землю - приделал нос и сидит в пустыне, наблюдая за жизнью"):


ну а некоторые серьезно напрягают такого циника, как я.

Два года Леонид Тишков фотографировал сухие, изломанные, ненужные человеку после новогодних праздников деревья, брошенные на улице вокруг его дома в Орехово-Борисово и мастерской в Чертанове. Когда-то человек ощущал себя частью природы и все, что его окружало, считал живым и равным ему самому. Сколько же уничтожено деревьев в преддверии Нового годда! Кто-нибудь посчитал? Кому до этого дело? Художник показывает горы выброшенных елей, свалки из не проданных деревьев, браконьерскую вырубку в лесах...Он ставит в центр мира загубленное дерево, создавая вокруг него ощущение преступления и дискомфорта. Художник одним только взглядом на дерево вступает в полемику с вековой общепринятой моралью "народных праздников": дети вместе со взрослыми участвуют в наблюдении медленной смерти дерева, потом помогают выбрасывать его и не вспоминают о том, что оно было живым.
Елка - материал восстановимый, каждый год вырастают такие плантации, что хватит и браконьерам, и детям для праздника. Тем более, штучные деревья тоже не по мановению волшебной палочки делаются - на их производство тратятся материалы, энергия и время. Вот и выходит, что видят дети уродливые некачественные штучные деревья, и не получают необходимых эмоций.
Что еще не понравилось, так это стиль повествования. Написано невнятно, муси-пуси сменяют панибратство. Все в этой книге "охают" и "ахают" (автор все время "ойкает"), если собаки лают, то обязательно "надрывно", воздух только "звенит", все детали - "удивительны". Дикое количество штампов и грубых (в смысле - не тонких) предложений. Как вам отзыв о шедевре Майна Рида?
в один присест я прочитывала начисто "сносившего крышу" "Всадника без головы" 
Или вот: "Жаль мы не копируем рассказы мастеров, не переписываем их от слова до слова". Вообще-то копируем и переписываем, на Лайфхакере даже статья на эту тему есть. Я и сам иногда переписываю колонки любимых авторов, чтобы почувствовать ритм, музыку текста, прикоснуться к нему кончиками пальцев.
Есть кое-что еще вредное в этой книге. После ее прочтения может сложится впечатление, что творчество - это невероятно легкое занятие, когда по магическим каналам в твою голову приходят образы, слова, герои, а ты, как инструмент в руках Провидения, должен их просто зафиксировать, словив при этом нехилый фан. Ага, попробуйте.
Отвечу словами Курта Воннегута, которые мне ближе и кажутся правдивыми:
«Когда я пишу, я чувствую себя безруким и безногим человеком с карандашом во рту»
В общем, вы уже поняли: книга не понравилась.

Все было бы намного лучше, если бы с первой страницы убрали несколько слов. Там не должно быть "Учись видеть. Уроки творческих взлетов" - там должно остаться только "Марина Москвина". Потому что это в гораздо большей степени книга о Марине, а не об уроках письма. Здесь и ее отношение к миру, к людям, ее интересные и необычные походы и путешествия, грустные, пронзительные моменты жизни ее или ее учеников, но в основном, как выразилась сама Марина: книга - арена борьбы между манией величия и комплексом неполноценности.

Оценка: 3 из 10.

2 комментария:

  1. Для меня оказались странными два момента: 1) рецензия с негативным отзывом читалась быстрее и проще, чем те, которые содержат интересные выкладки, какие-то стратегии и т.д. 2) почему-то наоборот захотелось почитать, чтобы увидеть всё это своими глазами :)


    И я тоже не согласна с утверждением "Жаль мы не копируем рассказы мастеров, не переписываем их от слова до слова", только немного по-другому вижу это противоречие. Сегодня многие, многие авторы строят свои поучительные книги на основе достижений известнейших исследователей психологии, социологии, при этом подавая это читателю как только что открытую истину! Причем открытую ими, а не "каким-нибудь там" Адлером, Контом или Дюркгеймом.

    ОтветитьУдалить
  2. Ломать - не строить, критика воспринимается людьми проще, чем анализ (да и по объему этот материал меньше обычного). А второй пункт меня порадовал, потому как я преследовал две цели при написании рецензии:


    1) показать свое мнение о книге;
    2) намекнуть, что оно не является истиной в последней инстанции.


    Я сторонник подхода, когда люди основываются не только на отзывах, а читают книгу, читают критические и хвалебные отзывы, а потом составляют свое мнение.

    ОтветитьУдалить